Образование получил в московском дворянском институте и московском университете, курс которого окончил по математическому факультету в 1845 г.
Сергей Андреевич Юрьев (13.V.1821-26.XII.1888) – известный русский литературный и театральный деятель XIX века.
Образование получил в московском дворянском институте и московском университете, курс которого окончил по математическому факультету в 1845 г.
Служил чиновником особых поручений при
тверском губернаторе.
В 1853 г. получил место астронома-наблюдателя при обсерватории московского университета и написал два мемуара «О солнечной системе», напечатанные в 60-х годах в «Математическом сборнике».
Болезнь глаз заставила Юрьева отказаться от прежних занятий и отправиться в загранич
ное путешествие, во время которого он посещал немецкие и французские университеты.
Вернувшись, он с увлечением отдался делу просвещения народа: основал в своём имении народное училище, устроил крестьянский театр, где ставились пьесы Островского и Писемского и народные сказки, переложенные им в др
аматическую форму.
С 1860-х годов Юрьев всецело отдаётся литературе. Первым его опытом был перевод комедии Кальдерона «Сам у себя под стражей». Впоследствии он перевёл ещё несколько пьес Кальдерона и Лопе де Вега, которые были собраны в его книге: «Испанский театр цветущего периода XVI и XVII вв.
» (Москва, 1877). Кроме того, он перевёл ряд пьес Шекспира: «Антония и Клеопатру», «Макбета», «Сон в летнюю ночь», «Короля Лира», «Бурю» и «Цимбелина».
В 1871 г. Юрьев стал издавать на средства А. И. Кошелева журнал «Беседа». Предполагалось, что он будет продолжением славянофильской «Русской Бесе
ды»; но Юрьев настоял на такой широкой редакционной программе, к которой могли примкнуть представители самых разнообразных мнений, лишь бы это были мнения из искреннего убеждения.
После прекращения выхода журнала в 1872 г. Юрьев читал публичные лекции по истории драмы в доме Кошелевых и лекции о
немецкой литературе на женских курсах профессора В. И. Герье.
В 1880 г. стал первым редактором журнала «Русская Мысль»и оставался во главе редакции в течение пяти лет. Журнал сразу занял выдающееся положение.
Юрьев принадлежал к числу тех литературных деятелей, которые оказывали влияние на сов
ременников не столько литературной деятельностью, сколько своей личностью. Писал он немного, но принимал горячее участие в московской литературной и театральной жизни.
Его избрали в 1878 г. председателем Общества любителей российской словесности, а после смерти Островского – председателем Обществ
а русских драматических писателей.
Благодаря стараниям Юрьева в 1880 г. торжество открытия памятника Пушкину получило характер крупного общественного события.
Как горячий оратор, увлекательный собеседник он пользовался популярностью среди всей московской интеллигенции без различия направлений.
Главным образом его ценили как одного из последних могикан 40-х годов, идеалиста чистой воды, который относился с симпатией ко всякому идейному увлечению, хотя бы оно не соответствовало его собственным взглядам. Юрьев отличался полной терпимостью к чужим мнениям: как показал опыт издания «Беседы»,
он считал, что теоретические разногласия не устраняют возможности и необходимости единения разных партий на почве общих гуманных идеалов.
Собственное миросозерцание Юрьева сложилось в славянофильских кружках 40-х годов, главным образом под влиянием А. С. Хомякова. Признавая вместе со славянофилам
и, что русская история идёт особым, своеобразным путём, он не считал, однако, нужным открещиваться от западноевропейского и никогда не доходил до обскурантизма.
Будучи искренне верующим человеком, он высказывался против позитивной философии, но в то же время относился с полным сочувствием к приоб
ретениям современной науки; идеала церковного строя он искал не в византийских традициях, а в демократической общине первых веков христианства.
В общественной жизни Юрьев был сторонником так называемого «хорового начала», при котором слышен каждый отдельный голос и в то же время все голоса сливаю