Сергей Шутов – личность универсальная: он первым из московских художников начал работать с видео, его инсталляции всегда неожиданны и дискуссионны, он культовая фигура в среде клубной субкультуры.
Сергей Шутов – личность универсальная: он первым из московских художников начал работать с видео, его инсталляции всегда неожиданны и дискуссионны, он культовая фигура в среде клубной субкультуры. Он всегда существовал немного отдельно от основных направлений московского актуального искусства. Круг его интересов необычайно обширен: видеоарт, эзотерическая и интеллектуальная литература, этнографические изыскания, альтернативная музыка, живописные "эссе". Шутов не только художник, но и известный знаток современного искусства, в том числе и западного. В его коллекции, например, есть единственное в Москве произведение знаменитого американца Кита Херинга, культовой фигуры живописи 1980-х.
Международная карьера Шутова развивается весьма успешно. Интерес специалистов и посетителей Венецианской Биеннале 2001 года (Мекки мирового актуального искусства) вызвала его инсталляция "Абак", представленная в российском павильоне. Сорок молящихся фигур на языках разных конфессий – тонкое и точное высказывание на тему единой природы человеческих чаяний и страхов.
Живопись Шутова представляет собой, своего рода эмоциональный эквивалент его многочисленных увлечений. В ней можно найти отголоски его этнографических изысканий, энергичных американизмов, элементов молодежной субкультуры, технообразов и много другого. Достаточно сложно расшифровывать "эмоциональный эквивалент", да и стоит ли? Гораздо интереснее погрузиться в авторское поле смысловых галлюцинаций, улавливать тонкие оттенки культурологических аллюзий, "плавающие" образы виртуальных медитаций. Культовые космонавты; "ожившие" кукольные медведи; мохнатые "космические" цветы; огромные глаза, вдруг появляющиеся из утрированного "шишкинского" леса – главные герои его интеллектуальных фантасмогорий – не столько склоняют к анализу, сколько тревожат подсознание, плавно и ненасильственно затягивая зрителя в живописный авторский водоворот.
Персональные выставки:
1988 "Памяти Даниила Хармса", Государственный музей В.В. Маяковского, Москва
1989 "Сергей Шутов. Живопись", Katja Granoff Gallery, Париж
"Новые начала", Barbizon Gallery , Глазго
1990 "Сергей Шутов. Живопись", Helen Drutt Gallery, Нью-Йорк
"Металлическая графика" (совместно с Юрием Аввакумовым), галерея Доминус, Москва
1991 "Искусство", галерея Доминус, Выставочный зал СХ СССР на Тверской 25, Москва
1992 "Работа", Trust , Франкфурт
"Чувственные опыты", галерея Школа, Москва
"Неликвиды" (совместно с Юрием Аввакумовым), Первая Галерея, Москва
1994 "Высокое и низкое", Центральный дом кинематографистов, Москва
"Терминал ТВ", фестиваль "Аниграф‘94", Москва
1995 "Caviar TV", видеогалерея Птюч, Москва
"Катя", Айдан галерея, Москва
1996 "Луна. Луна", Айдан галерея, Москва
"Новые и старые русские", L-галерея, Москва
"Видеофотография", Новая академия изящных искусств, Санкт-Петербург
"Лечебное искусство", Галерея Пальто, Москва
1997 "Новые работы" (cовместно с Айдан Салаховой), Новая академия изящных искусств, Санкт-Петербург
1998 "Луна 2.0", Айдан галерея, Москва
"Я никого не ем", XL-галерея, Москва
1999 "Зимний лес", Айдан Галерея, Москва
2000 "Чужие здесь не ходят (русский интерактивный пейзаж) ", ХL-галерея, Москва
2001 "АБАК", 49-я Венецианская биеннале, Российский Павильон, Джардини, Венеция
"Нимбы", Айдан галерея, Москва
2003 "НЕБО…НЕБО…", Айдан галерея, Москва
"Ковер-гортензия", Государственная Третьяковская Галерея, Москва
2004 "Вместо Минотавра", XL-галерея, Москва
"Ковер-гортензия. СПб", Музей современного искусства, Новая академия художеств, Санкт-Петербург
"Вершки и корешки", галерея Арка, Владивосток; Новосибирский художественный музей, Новосибирск
Работа Сергея Шутова "Удивительный носорог" 1980 г. была продана 1 декабря 2004 г. на русских торгах аукционного дома "Сотбис" в Лондоне.
При эстимейте (оценочной стоимости) в 6 000 - 8 000 английских фунтов, окончательная
цена продажи составила 14 500 фунтов (что равно примерно 21 000 евро).
Эта работа успешного и известного российского художника происходит из западной частной коллекции и является редкостью на мировом художественном рынке. Сам художник относит "Удивительного носорога" к периоду юношеских поисков собственного пути в искусстве. Тем более примечательно, что эта раняя и нехарактерная для Шутова работа вызвала столь оживленный интерес со стороны покупателей.