Фильм кинорежиссера из Питера Сергея Сельянова "День ангела" произвел сенсацию на заре перестройки. Потом он снял "Духов день" с Юрием Шевчуком в главной роли и "Время печали еще не пришло".
Новых игровых сельяновских картин давно нет, зато он уже 10 лет возглавляет кинокомпанию "СТВ" в Питере, за что и удостоен премии "Золотой Овен" как "человек кинодесятилетия". Его проекты - "Особенности национальной рыбалки" (к прочим "особенностям" компания отношения не имеет) и "Блокпост" Александра Рогожкина (Гран-при на фестивалях в Италии, Греции, Португалии), "Брат" Алексея Балабанова. Последнюю премьеру "Сказ про Федота-стрельца" Сергея Овчарова взял Берлинский фестиваль в "Панораму". Впереди - "Война" Балабанова, "Кукушка" Рогожкина, "Олигарх" Лунгина.
- Вас не смущает, что даже самую успешную картину сегодня посмотрит совсем немного зрителей?
- Конечно, смущает. Но дело в том, что в реальности зрительская аудитория все равно больше тех цифр, которые мы имеем официально. Есть огромная видеоаудитория, масса людей смотрят пиратские кассеты, то есть фильмы многие видят, но мы-то с этого ничего не имеем. Все перекочевывает в пиратский карман, и наши пираты живы-здоровы. Но, правда, мы тоже живы-здоровы, с другой стороны.
- Вы можете назвать какую-то реальную цифру - сколько зрителей посмотрели в кинотеатрах, не считая телеаудитории, скажем, "Брата"?
- Я думаю, что как в конце 80-х наш "День ангела" посмотрели около 400 тыс., так и "Брата" в конце 90-х. Такова сегодня реальная численность киноаудитории в России. Времена под названием "все идем смотреть "Чапаева" миновали. Навсегда или нет - не знаю.
- Вы, талантливый режиссер, и вдруг подались в продюсеры?
- Я никогда не ощущал себя только режиссером, я многое умею делать в кино буквально своими руками. Да и "День ангела" мы делали сами, искали деньги, снимая тайно, подпольно, а в то время вообще было строжайше запрещено заниматься этим кому-то, помимо государственных структур, это было как самиздат. Я считаю, что человек творческий в кино должен думать не только о том, как придумать и снять фильм, но и уметь организовать, построить процесс его, как теперь говорят, раскрутки, подачи, продажи, это необходимо и нормально. Каждый режиссер - по сути уже продюсер, кто-то получше, кто-то похуже, а как сегодня иначе?
- Так что же такое кино - коммерция, идеология или искусство?
- Кино - это вообще не искусство, во всяком случае, если и искусство, то очень грубое и, соответственно, с большой массовой силой воздействия. Смешно сравнивать его достижения с мировой живописью или музыкой, до этого ему еще далеко-далеко. Нужно пытаться иногда напомнить зрителю, что все-таки кино может быть и чем-то большим, вот как Тарковский в свое время смог напомнить, что есть нечто, что просвечивает сквозь этот грубый "вещественный" экран.