Профессор Санкт-Петербургской консерватории Сергей РОЛДУГИН стал ректором в конце прошлого года. Отличный виолончелист, он в административном качестве "материализовался" внезапно. Сегодня деятельность Ролдугина в должности ректора характеризуют как работу с мягкой улыбкой и жесткой рукой.
К началу нового учебного года Ролдугин подошел, проведя жесткий аудит, уволив кое-кого из казавшихся вечными сотрудников и создав крепкий работоспособный костяк музыкантов-чиновников в ректорате. С ректором Петербургской консерватории встретилась корреспондент "Известий" Юлия КАНТОР, начав разговор с открывающейся сегодня "Недели консерваторий".
Чем отличается нынешняя "Неделя консерваторий" от двух предыдущих?
- Когда начинала реализовываться эта идея, а она принадлежит директору Малого зала консерватории Лидии Волчек, мы хотели создать фестиваль тех стран, чьи консульства аккредитованы в Санкт-Петербурге. Теперь фестиваль консерваторий получил такую популярность, что выступления всех участников просто не вмещаются в неделю. Я уверен, что концепция "Недели консерваторий" дает возможность не только послушать музыкантов из разных стран, показать различные жанры, но и поучиться друг у друга неизвестным формам работы.
Кстати, о разнообразии: на "Неделе..." представлены все стили и жанры - от барокко до свинга. Не слишком ли велик размах?
- Почему же слишком? Формированием художественной программы занимается композитор Игорь Рогалев. У него большой опыт организации фестивалей, его детище - полюбившийся музыкантам фестиваль "От авангарда до наших дней". И для нас принципиально важно было показать разные жанры, обсудить их, поучиться друг у друга. И этот жанровый демократизм - залог приятной рабочей атмосферы нашей "Недели...". Будет у нас и китч-концерт. Это отнюдь не "капустник" в традиционном понимании, а высокопрофессиональные музыкальные шутки и неожиданные "развороты" известного. Кроме того, у нас пройдут не только концерты, но и научные семинары по тем формам обучения, которые у нас пока не известны. В частности, будет семинар по менеджменту.
Вы преподавали в консерватории еще до того, как стали ректором, параллельно работая как виолончелист в оркестре Мариинского театра. Коллектив, которым вы теперь руководите, был вам знаком. Но изменение статуса неизбежно влечет за собой и изменение служебных отношений. Что для вас в этот первый учебный год самое трудное?
- Трудностей много, самая большая - из нормального музыканта превратиться в начальника. Приходится в своей натуре искать и культивировать начальственные черты. А ведь вся моя предыдущая деятельность именно этих черт и не принимала... Я думаю, что понятия "тактика" и "такт" созвучны, а начальственная стратегия порой не позволяет быть тактичным. И приходилось расставаться с людьми, с которыми был прекрасно знаком, которые были мне приятны, но, как выяснилось теперь, мешали нашему движению вперед. В этом кресле нужно быть жестким, и когда меня моя же человечность припирала к стенке, я поднимал глаза к потолку и говорил себе: "Это нужно для дела". Опускал глаза и говорил вслух: "Вы уволены".
Ловлю на слове - вы "опускали глаза", значит, вам было неловко?
- Не поймаете! Я всегда смотрю в глаза собеседнику, вне зависимости от того, разговариваю я с ним в первый раз или в последний... Знаете, я был избран ста процентами голосов на тайном голосовании. Это показалось странным и мне, и окружающим, но, полагаю, этот феномен объясняется тем, что я не участвовал ни в каких группировках, не приобретал себе врагов, общался с теми, кто был мне приятен. Я тогда мог выбирать...
Вы пришли в ректорское кресло, застав консерваторию в плачевном финансовым состоянии, и вместо дел творческих занялись экономикой…
- А что было делать?! Я думаю, что теперь нам удалось наверстать то, что было упущено за несколько предыдущих лет. Видите ли, организация финансовой системы консерватории была выведена из поля зрения моего предшественника. Он - человек творческий, был занят музыкальной стороной работы вуза и не вникал в финансовую систему. Я же провел аудит, выявил слабые места и попытался наладить ситуацию в экономической и хозяйственной базе. Сюда пришли люди, которые сначала столбенели от музыкальной лексики. А я немел от экономической терминологии. Ничего, справились. "Поверить алгеброй гармонию", конечно, невозможно - талант цифрами не измеряется. Но гармония, увы, без цифр - алгебры - выжить не в состоянии.