В 1918 Радлов поставил комедию Плавта Близнецы в своем переводе. В этой первой практической театральной работе попытался реализовать идеи своей статьи О технике античного актера.
РАДЛОВ, СЕРГЕЙ ЭРНЕСТОВИЧ (1892–1958), режиссер, драматург, теоретик и историк театра. Родился в Петербурге 23 августа (4 сентября) 1892 в семье русского философа Э.Л.Радлова (см. РАДЛОВ, ЭРНЕСТ ЛЕОПОЛЬДОВИЧ). Выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета, филолог-классик
, ученик Ф.Ф.Зелинского. Студентом интересовался историей античного театра. Опубликовал ряд статей об античном театре в журнале «Любовь к трем апельсинам». Знакомство его с главным редактором, Доктором Дапертуто – Вс.Мейерхольдом, определило дальнейшую судьбу Радлова. Когда Мейерхольд в 1918 организ
ует Курсы мастерства сценических постановок (Кумасцеп), Радлов сначала преподает там, а затем (после отъезда Мастера на юг) сменяет своего учителя на посту главы курсов.
В 1918 Радлов поставил комедию Плавта Близнецы в своем переводе. В этой первой практической театральной работе попытался реализо
вать идеи своей статьи О технике античного актера. Создал спектакль-реконструкцию в античных костюмах и масках с применением техники игры древнеримского актера. Через десять лет эту попытку реконструкции Радлов повторил в Театральной лаборатории института истории искусств. В тот же период поставил С
битенщика Я.Б.Княжнина – в стилизованных формах старинного русского театра. Интерес к игровому площадному театру, к комедии дель арте, возникший в Студии В.Э.Мейерхольда, приводит его к идее создать «всенародный театр». Петроградский театральный отдел (ПТО) Наркомпроса предложил режиссерам С.Э.Радло
ву и В.Н.Соловьеву создать Театр художественного дивертисмента, который был открыт в Железном зале Народного дома, вскоре переименованного в театр народной комедии. Труппа театра была сформирована из драматических и цирковых артистов. В спектаклях использует приемы клоунады, акробатики, буффонады, э
ксцентрики, независимо от материала: и в классических произведениях Шекспира, Мольера, Кальдерона, комедии дель арте, и в своих собственных комедиях и мелодрамах – Любовь и золото, Пленник, Обезьяна-доносчица, Невеста мертвеца и др. Театр просуществовал два года.
В январе 1922 Радлов открывает Т
еатрально-исследовательскую мастерскую С.Э.Радлова. Продолжает эксперименты, решая проблемы «театральной науки» – сценического пространства, движения, принципов мизансцен, словесной импровизации. Обобщая опыт экспериментов Мастерской, Радлов публикует статью О чистой стихии актерского искусства. Про
должает свою исследовательскую работу в Институте сценических искусств, в котором основывает режиссерское отделение и руководит актерской мастерской. Ставит студенческие спектакли – Деревенский судья, Электра, Фуэнте Овехуна, Женитьба Бальзаминова и др., в которых разрабатывает все те же вопросы теа
трального искусства. Радлов, «левый» режиссер, работавший на небольших площадках экспериментальных театров, переходит на сцену Акдрамы (Академический театр драмы – Александринский театр).
В 1923 на сцене Акдрамы Радлов вместе с художником В.В.Дмитриевым ставит драму Эрнста Толлера Эуген Несчастн
ый – о судьбе инвалида Второй мировой войны, покончившего жизнь самоубийством. Постановка Радлова вышла одновременно с традиционным спектаклем режиссера Е.П.Карпова Свои люди – сочтемся Островского, невольно возникло соревнование, которое, как утверждают рецензенты, выиграл Радлов. Лисистрату Аристо
фана (1924) он ставит в обработке, сделанной совместно с Пиотровским. Работа Радлова в Акдраме протекала не гладко, хотя с июня 1925 он сделался штатным режиссером театра. Два его спектакля – Волчьи души Джека Лондона и Общество воздушных фонарей Е.И.Замятина вышли без имени режиссера на афише (сезо
н 1924/1925). В 1927 Радлов ставит юбилейный спектакль Ю.М.Юрьева Отелло. Оформляла спектакль Валентина Ходасевич, с которой он работал в Народной комедии. В том же 1927 выпускает японский спектакль Ода Набунаго. Признание принесли также постановки в Акопере (Мариинский театр): Дальний звон Шрекера
(1915), Любовь к трем апельсинам Прокофьева (1926), Воццек Альбана Берга (1926), Борис Годунов Мусоргского в его первоначальной редакции (1928). Выпустил на разных сценах шесть оперетт: Девушка-сыщик (1924), Соня (1926), Женихи на колесах (1927) и др. Во всех его работах обнаруживаются приемы площад
ного театра. Особое место в творчестве Радлова занимали организация и режиссура массовых зрелищ. 20 июня 1920 он поставил массовое действо Блокада России на Каменном острове. Зрители располагались на берегу, для чего был специально выстроен амфитеатр, сцена выстроена на островке внутри озера. В зрел
ище участвовали артисты Народной комедии и самодеятельные «артисты» из Красной Армии. Массовое действо К мировой коммуне (1920), разыгрываемое на Васильевском острове, было поставлено Радловым вместе с профессиональными режиссерами К.А.Марджановым и Н.В.Петровым, оформлял художник Н.Альтман. В нем у
частвовало 4000 человек. Своей огромной труппой режиссер управлял с капитанского мостика с помощью электрических звонков. Иной характер носило грандиозное зрелище Победа Революции (1922), поставленное в Оперном театре Народного дома. На огромной сцене располагался полуторатысячный хор, солисты панто
мимы размещались над ним на выстроенных мостках. В честь 10-летней годовщины Октября Радлов поставил грандиозное празднество с использованием прожекторов, ракет, фейерверков, световых эффектов, рева сирен и грохота артиллерийских орудий. В 1930-е годы Радлов возглавлял ленинградскую Акоперу, затем –
Акдраму (1936–1938), вел занятия в техникуме искусств и продолжал педагогическую работу в организованном им Молодом театре (1929–1935), названном потом театром-студией под руководством Радлова (1935–1939) и переименованном с 1939 в Ленинградский театр им. Ленсовета. Работал в Москве – Король Лир в
Государственном еврейском театре (ГОСЕТ) и Отелло в Малом театре.
Когда началась война, популярный Молодой театр Радлова не был эвакуирован. В блокадном Ленинграде шел спектакль Дама с камелиями А.Дюма с Тамарой Якобсон в главной роли. В тяжелом состоянии артистов в марте 1942 эвакуируют в Пятиг
орск. В марте начинает работать театр. В августе в Пятигорск вошли немцы, театр не успели эвакуировать. В начале февраля немцы перевозят театр в Запорожье. Там состоялась премьера Гамлета с Крюковым в главной роли. В сентябре 1943 немцы привозят театр в Берлин. Одна часть театра во главе с Радловым
оказалась на юге Франции, где они показывали для русского зрителя спектакль Без вины виноватые А.Н.Островского. После освобождения Франции Радловы приезжают в Париж, а затем по предложению советской миссии в Париже вылетают в Москву. Эта была ловушка, на родине их ждал арест, обвинение в измене Роди
не и приговор – 10 лет заключения. Жена С.Э.Радлова – Анна Радлова, поэтесса и переводчик Шекспира, в феврале 1949 умирает в лагере под Рыбинском. Радлов отбывает весь срок. В 1953 он был освобожден, в 1957 – реабилитирован. Освободившись из заключения, работал вначале в Даугавпилском, затем в Рижск
ом театре. За пять лет успевает осуществить давно задуманный шекспировский цикл – Гамлет (1954) в Даугавпилсе, в Рижском русском драматическом театре – Король Лир (1954), Макбет (1957), в рижском театре юного зрителя – Ромео и Джульетту (1955, совместно с П.Хомским).
Умер Радлов в Риге 27 октябр