В сентябре этого года "Комстар-ОТС" получил операционный контроль над сестринской компанией "Стрим ТВ", что позволило быстро догнать по территории присутствия конкурирующий "ВымпелКом". Президент "Комстар-ОТС" Сергей Приданцев рассказал корреспонденту РБК daily, как компания собирается конкурировать на региональных рынках с другими операторами, в том числе с МРК "Связьинвеста", и как компании удалось удержать долю на московском рынке.
Каковы основные цели вашей компании на данный момент?
— Главные цели, стоящие перед группой компаний "Комстар-ОТС", определены в стратегии развития до 2011 года, утвержденной советом директоров в ноябре 2007 года. Она предусматривает достижение определенных ключевых показателей эффективности (KPI) по пяти основным направлениям: укрепление лидирующих позиций на рынке широкополосного доступа в Интернет (ШПД), региональная экспансия, развитие МГТС, реструктуризация и "Связьинвест".
Недавно к нам приезжал Владимир Петрович (Евтушенков, основной акционер АФК "Система". — РБК daily), и я рассказывал ему о том, что было сделано за прошедший год, со времени его последнего приезда, когда я излагал суть нашей стратегии "Пять углов атаки".
Основная задача, которую ставят перед нами акционеры, — это возврат инвестиций на вложенный капитал. Как вы знаете, после прихода на пост президента АФК "Система"Леонида Меламеда именно на показателе ROIC (прибыль на инвестированный капитал) был сделан особый акцент (стратегия АФК "Система" 5х5>25). Мы всегда оценивали все наши проекты прежде всего с точки зрения возврата вложенных средств.
И в чем вы отчитывались при визите Владимира Евтушенкова?
— В январе этого года общая стратегия была подкреплена детальными стратегическими планами в области маркетинга, региональной политики, технологического развития, финансов и коммуникаций. Мы сделали серьезные шаги по оптимизации организационной структуры бизнеса и интеграции внутри группы. Например, все функции техподдержки и технический персонал переведены из "Комстара"в МГТС, соответственно, стратегические функции — маркетинговая стратегия, управление финансами и прочее — сконцентрированы в "Комстаре". В МГТС произошли кадровые изменения, количество заместителей генерального директора сократилось с восьми до трех.
Мы строим эффективную операционную компанию в масштабах страны. На данный момент почти все "дочки", которых мы приобрели, интегрированы в филиальную структуру. Де-факто завершена интеграция "Комстар-Директ", хотя де-юре мы пока не присоединяем этот актив из-за неблагоприятной ситуации на фондовом рынке. В 2009 году будет решаться большая задача по интеграции региональных активов "Стрим ТВ", перешедших под управление "Комстар"в сентябре. Нам предстоит интегрировать в единую филиальную систему большое количество отдельных компаний.
Что сейчас происходит с МГТС?
— В прошлом году МГТС впервые за свою 126-летнюю историю начала активно рекламировать и продвигать с маркетинговой точки зрения свои услуги. Это коснулось в том числе услуг ШПД. Вывод на рынок этих услуг доступа в Интернет от МГТС обусловлен и тем, что бренд компании пользуется большим доверием в Москве. Кроме того, МГТС может оказывать действительно уникальные для нашего телекоммуникационного рынка сервисы — в первую очередь широкополосный интернет-доступ с кредитной системой оплаты по единому счету с услугами телефонной связи, который получает каждый москвич! А еще есть повременная оплата услуг ШПД, возможность пакетировать Интернет с голосом. Кстати, сейчас МГТС договаривается с сетью Auchan о том, что в магазинах Auchan можно будет оплатить услуги главного московского оператора.
В результате за период с сентября прошлого года до конца второго квартала 2008 года наша доля рынка в Москве выросла, по оценкам аналитиков, с 27 до 36%. Учитывая, что до этого доля "Комстара"в Москве падала, мы не просто переломили эту тенденцию, но и отвоевали рынок у конкурентов. Сейчас идет подготовка к внедрению на сети МГТС инновационной технологии IMS (IP Multimedia Subsystems), кот
орая позволит существенно снизить затраты на цифровизацию сети и сделать это гораздо быстрее. Суть нового подхода в том, что у клиента будет стоять абонентский шлюз, к которому можно подключить максимум телекоммуникационных услуг и управлять ими самостоятельно. По этой технологии планируется подключить около 2 млн московских домохозяйств, что станет самым большим проектом такого рода в Европе. Сейчас похожие проекты реализует в Испании Telefonica, во Франции — France Telecom, в Италии — Telecom Italia, в США — Verizon, в Венгрии — T-Com и в Чехии — Vodafone.
Недавно мы определились с политикой в области брендирования наших услуг. В регионах и для премиального сегмента в Москве будет использоваться бренд Comstar, а для массового рынка в столице — бренд МГТС (подробнее см. РБК daily от 26.09.2008).
Бренд МГТС по понятным причинам не подходит для регионов. Значит ли это, что разделения на массовый и премиальный сегмент там не будет?
— В регионах уровень конкуренции не настолько высок, а проникновение ШПД в начале этого года составляло в среднем 4%. Поэтому там нет необходимости узкой сегментации наших предложений для абонентов. Кроме того, я думаю, что массовый сегмент будут осваивать МРК, а мы сосредоточимся на премиальном.
Что вы можете сказать по поводу региональной экспансии?
— В этом году после получения операционного контроля над компанией "Стрим ТВ"мы де-факто превратились из московского оператора с несколькими, хотя и заметными, точками присутствия в регионах в крупнейшего в стране национального оператора, охватывающего 67 городов России.
Какое-то время назад вы говорили, что "Комстар"не хочет идти в регионы из-за того, что МРК могут препятствовать конкуренции, используя административный ресурс. С тех пор что-то изменилось?
— Наша стратегия состоит в том, что мы покупаем в регионах операторов — лидеров рынка. Это успешные и давно работающие на рынке компании, которые смогли найти общий язык с конкурентами, в том числе и с МРК. Я по-прежнему уверен, что выходить в новые города, не зная местной специфики, неэффективно.
Вы верите в то, что в обозримом будущем кто-то из федеральных операторов поглотит кого-либо из крупных региональных игроков?
— Есть много компаний, не аффилированных с кем-то из крупных холдингов, которые ведут переговоры о продаже, например "Мультирегион", "ЭР Телеком"и NetByNet. Я считаю, что их основной проблемой всегда было то, что цена активов определялась владельцами исходя из виртуальной стоимости одного абонента. Мы же считаем, что более правильно оценивать компании исходя из их финансовых показателей и соответствующих отраслевых мультипликаторов. На этом пункте переговоры обычно заходили в тупик.
Какова сейчас ваша стратегия на рынке беспроводного ШПД?
— Наша идея проста — разные технологии не нужно противопоставлять друг другу, они должны друг друга дополнять, позволяя абоненту быть всегда на связи. Приведу пример. В квартире абонент получает беспроводной ШПД по технологии WiFi из хот-спота, установленного на нашей проводной сети. На улице — по технологии WiMAX. Сейчас мы совместно с Intel работаем над программным обеспечением, которое автоматически будет переключать абонента с сети WiMAX на сеть WiFi и наоборот, а в конце года планируем вывести на рынок коммерческую услугу беспроводного ШПД на базе этих двух технологий.
Как сейчас обстоят дела с вашими планами относительно "Связьинвеста"?
— По этому вопросу я могу только повторить слова нашего основного акционера о том, что мы ждем ясности относительно планов государства по приватизации "Связьинвеста"