Всего выполнил свыше 350 боевых вылетов, уничтожил в воздушных боях 27 самолётов лично и 16 - в составе группы. 15 Июня 1946 года, за мужество проявленное в боях с немецко - фашистскими захватчиками, Сергею Николаевичу Моргунову было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалями, иностранным орденом.
Родился 30 Ноября 1918 года в деревне Чернятинские Выселки, ныне Каширского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы в городе Кашира и фабрично - заводское училище. Работал слесарем в городе Ступино Московской области. Окончил аэроклуб. В Красной Армии с 1937 года. Окончил Качинскую военную школу пилотов в 1941 году, работал в ней лётчиком - инструктором.
В действующей армии с Апреля 1943 года. Воевал на Северо - Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 1-м и 3-м Белорусских фронтах. Особо отличился в период Белорусской наступательной операции летом 1944 года.
К Сентябрю 1944 года командир эскадрильи 15-го истребительного авиационного полка ( 278-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт ) Лейтенант С. Н. Моргунов совершил 234 боевых вылета, провёл 68 воздушных боев, в которых лично сбил 22 самолёта противника.
Всего выполнил свыше 350 боевых вылетов, уничтожил в воздушных боях 27 самолётов лично и 16 - в составе группы. 15 Июня 1946 года, за мужество проявленное в боях с немецко - фашистскими захватчиками, Сергею Николаевичу Моргунову было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалями, иностранным орденом.
Капитан С. Н. Моргунов погиб 17 Июля 1946 года во время выполнения учебно - тренировочного полета. Похоронен в городе Кашира, где ему установлен памятник. Имя Героя носит улица в Кашире и теплоход Московского пароходства.
* * *
Имя этого блестящего воздушного бойца, трагически погибшего вскоре после войны, входит в первую десятку имен лучших советских асов.
Свой первый боевой вылет Сергей Николаевич выполнил на Кубани 7 Апреля 1943 года. Тогда же, в Апреле, он открыл свой боевой счёт, сбив на Як-1 сразу 2 вражеских истребителя Ме-109. Через год он провёл уже 200 боевых вылетов, в 60 воздушных боях лично сбил 12 самолётов противника. 1 Июня 1944 года Лейтенант С. Н. Моргунов был назначен комэском, а в конце Августа командир 15-го Оршанского ИАП Подполковник Исаков подписал его представление к званию Героя за 22 лично сбитых самолёта противника.
На счету Моргунова несколько особенно результативных боёв: утром 26 Октября 1943 года он сбил 3 вражеских самолёта: Ju-87, Ме-109 и FW-190, 12 Февраля 1945 года - 2 FW-190, а 18 Апреля 1945 года на подступах к Берлину уничтожил сразу 4 FW-190 в одном вылете.
...Шел Апрель 1945 года. У личного состава истребительного авиационного Оршанского полка имени Ф. Э. Дзержинского было приподнятое настроение. Авиаторы видели, что приближается долгожданный день победы над ненавистным врагом.
К Берлинской операции лётчики готовились тщательно: изучали карты крупного масштаба, ремонтировали технику и вооружение, совершали учебные полёты и бои, вводя в строй молодых пилотов. Хотя война и шла к концу, но каждый знал: враг будет драться ожесточённо и легких побед ожидать нельзя.
На рассвете 16 Апреля личный состав выстроился на лётном поле и заслушал выступление командира полка Н. Исаенко. Затем наступила пора боевой работы. Почётное право вылететь первыми было предоставлено лучшим лётчикам полка, в их числе и Сергею Моргунову. В 10 часов утра пара "охотников", ведомая С. Н. Моргуновым, на подходе к Берлину встретила два FW-190.
- Прикрой, атакую ! - передал ведомому Моргунов и, круто пикируя, помчался на сближение с противником.
Ведомый - Лейтенант К. Молибожко видел, как Моргунов с короткой дистанции открыл огонь. Светящиеся трассы хлестко прошили фюзеляж "Фоккера".
- Добивай ! - дал команду ведомому Моргунов, а сам устремился ко второму самолету врага.
Молибожко, чуть довернув "Як", приблизился к дымящемуся "Фоккеру" и ударил по кабине короткой очередью. Самолёт противника рухнул на землю.
Возвратившись с задания, летчики доложили командиру об открытии боевого счета к Дню Победы...
Сергей Моргунов отличился и в период боёв над переправами через Одер. 18 Апреля 1945 года там сложилась особенно сложная воздушная обстановка. Летчики 3-го авиакорпуса, делая по 4 - 5 боевых вылетов в день, провели с рассвета до позднего вечера 84 групповых воздушных боя, уничтожив 76 вражеских самолётов. Это был рекордный по числу одержанных побед день - и для корпуса в целом, и для отдельных, особо отличившихся лётчиков. Капитан С. Н. Моргунов и Старший лейтенант И. Г. Кузнецов сбили по 4 самолета каждый.
Сергей Моргунов был не только замечательным воздушным бойцом. Обладая незаурядными способностями воздушного разведчика, он неоднократно выполнял особо сложные задания командования по обнаружению войск противника.
К концу войны Капитан С. Н. Моргунов совершил свыше 350 боевых вылетов и довёл число своих воздушных побед до 43, сбив 27 самолётов лично и 16 в группе с товарищами ( по другим источникам - 22 лично и 21 в группе ). Среди сбитых им машин почти все основные типы самолётов Люфтваффе: 3 Не-111, Ju-88, 2 Ju-52, Ме-110, 2 Hs-129, FW-189, 3 Ju-87, 2 Hs-126, 10 Ме-109, 18 FW-190. Он воевал на Як-1, Як-7Б, Як-9, Як-3. Сам сбит не был. В одном из воздушных боёв был легко ранен.
Сергей Николаевич Моргунов погиб 19 Июля 1946 года при аварии во время тренировочного полёта.