В ближайшую пятницу у спикера Совета федерации дата - 2 года на посту. Сергей МИРОНОВ, бывший геолог, юрист, возник еще во времена кампании 2000 года, но тогда он был в Питере. На федеральной политической сцене он закрепился, лишь придя в сенат. О президенте, своей роли, декорациях и угрозах ближайшего будущего он рассказывает обозревателю "Известий" Светлане БАБАЕВОЙ.
- Главная претензия, которую предъявляют выходцам из Питера: дескать, они подчеркивают свою близость к президенту, но пока не явили миру никаких иных достоинств. Вы тоже подчеркиваете свою близость к президенту. Итак, ваши достоинства. Скажем, достижения последнего года.
- Во-первых, не согласен с тем, что я подчеркиваю близость к президенту. Да, об этом много пишут, мне часто задают вопрос: а вы друг президента? Я всегда говорю: может, и хотел бы быть, но кто друг президента, определяет сам президент. Да, у нас хорошие отношения, мы давно с ним знакомы, работали вместе еще в Питере...
- Давайте перевернем конструкцию: вы считаете президента своим другом?
- Все-таки нет, хотя, конечно, хотел бы. Для этого нужны не только деловые встречи. Нужно чаще встречаться и совершенно по другим поводам, в неформальной обстановке. Иногда бывало так, но мало. У меня есть друг детства, друг со школы, с армии, из геологии. Остальные - приятели и коллеги. Когда стал работать в политике, новых друзей, к сожалению, я не приобрел. Хороших, надежных товарищей - да. Но понятие "друг" для мужчины святое.
Теперь по поводу того, что предъявить. Я считаю себя профессиональным законодателем и, более того, профессиональным спикером в прямом смысле этого слова в переводе с английского. Я организую работу палаты во время заседаний и считаю, что у меня это получается. Помню, 5 декабря 2001 года меня избрали спикером, я встал со своего места, прошел в президиум... а дальше нужно было вести заседание! Конечно, я волновался, огромное событие в жизни. Но когда сел в кресло - волнение прошло. Мне потом даже сказали: ты как будто всю жизнь там сидел... И я провел заседание. А провести заседание, я вам скажу, это не так просто: и зарегулировать все нельзя, и пустить на самотек. В общем, здесь я профессионал.
- Спикер - это не только организатор. Вы же не относите себя лишь к менеджерам-технократам, вы заявляете о себе как о политике. Умение провести заседание - черта для политика, может, и важная, но не исчерпывающая.
- Абсолютно правильно. Скажу так: в полный рост я стал позиционировать себя как политик, когда возглавил Российскую партию жизни. Это мой проект, моя идеология, я считаю, это партия XXI века. Потому что все остальные живут по принципам классовой борьбы, что было актуально в веке ушедшем, но не сегодня.
- Вы не раз подчеркивали, что являетесь доверенным лицом президента. Что он вам конкретно доверил?
- Быть своим доверенным лицом во время избирательной кампании 2000 года, у меня был соответствующий официальный документ. Я был замруководителя питерского избирательного штаба. После того как президент был избран, он собрал доверенных лиц в Кремле и сказал: те, кто были моими доверенными лицами во время кампании, остаются таковыми до новых выборов 2004 года. И когда я говорю, что являюсь доверенным лицом, я просто транслирую поручение, которое дал нам президент.
- То есть скоро вы можете перестать быть доверенным лицом?
- Абсолютно правильно. Но я надеюсь, что останусь таковым, когда президент во время избирательной кампании вновь будет назначать своих доверенных лиц.
- Доверенное лицо - это такой высокий статус... Вы стремились оправдать его?
- Когда мы встречаемся с президентом, я докладываю о законодательных инициативах, о тех идеях, которые генерируют мои коллеги. Они знают, что я регулярно встречаюсь с президентом, часто приходят ко мне и говорят: посмотрите, есть такая идея, что, если вы доложите о ней президенту? Я, зная его огромную занятость, оцениваю, насколько предложение действительно заслуживает внимания президента, прихожу и докладываю. Так было по проблеме Чечни, по социальной, экономической сфере.
Неоднократно в публичных дискуссиях мне приходилось защищать политику президента. Я считаю: то, что делает наш президент, правильно. И в драку, если наших будут трогать, полезу.
- Кого "нашими" считаете?
- Нашего президента. Потому что проще всего, как некоторые делают, заявить: у нас все плохо, и виноват во всем президент.
- Мудрость помните: не делай добра, не получишь зла; благими намерениями вымощена дорога...?
- Могу привести другое. У Екклесиаста: при многих делах не останешься без вины. Пахать надо! А там рассудят.
- Смущает вот что: многим дают ответственные участки работы - застарелые конфликты в соседних республиках, проблемы анклавов. А у вас нет ничего "специфического", вы защищаете президента...
- Президент, именно как президент, не нуждается в защите. Защищать надо его курс. Как говорится, третьи петухи не прокричат - придется драться. По-настоящему драться. За то, что России повезло с президентом.
- Что дает вам основания так утверждать?
- Когда начнется избирательная кампания, вспомните мои слова... Я считаю, необходимо сделать так, чтобы президент избрался с первого тура, и у него есть к этому все основания. Но те, кому не по нраву то, что делает президент, не дремлют. Они готовятся дать бой - сильный, настоящий.
А что касается "специфического", как вы выразились, я председатель Совета федерации. Когда после моего избрания состоялась первая встреча с президентом, он сказал замечательные слова. Я служил в ВДВ, и он так в шутку напомнил: служи по Уставу - завоюешь честь и славу. Мы с ним оба юристы, окончили один и тот же юрфак, и он имел в виду следующее: будь в правовом поле, никогда не позволяй себе из него выходить, что бы ни подталкивало. Так я понимаю напутствие президента и всегда стараюсь его выполнять.
- Как вы считаете, возможно ли будет в следующие 4 года увеличить президентский срок до пяти лет?
- В следующие - нет.
- Вы знаете, что о вас говорят как о возможном кандидате в 2008 году?
- Говорить можно что угодно. Я об этом не думаю и, честно говоря, не собираюсь думать на эту тему.
- Лаконично... Еще вопрос: вы - сторонник того, чтобы сенат избирался прямым голосованием. Не боитесь, что, если будет изменен принцип формирования, снова придут очень сильные лидеры и вас "попросят"...
- Эти люди будут избраны народом. Если они сочтут, что есть более достойная кандидатура, - никаких проблем. По крайней мере, никто не скажет, что эти люди возникли в Совете федерации благодаря каким-то непонятным обстоятельствам.
- Говоря о выборах ближайших. Вашей партии социологи дают рейтинг, который можно отнести к пределам статистической погрешности. Вы не боитесь, что это отразится на вашей личной "капитализации"?
- Хороший термин... Не боюсь. Во-первых, рейтинги, которые публикуются в газетах относительно нашей партии, не соответствуют действительности. Во-вторых, я сразу сказал, что в Госдуму не иду, но не участвовать в выборах... Не мог же я бросить 75 тысяч своих соратников по партии и сказать им: вы, ребята, там поборитесь, а я пока тут на замечательном посту побуду. Я так никогда не делал и не буду! Пашу, как я умею, а уж что получится - избирателям судить. Могу сказать одно: для нас 7 декабря - важный этап, но лишь первый.
- Это нечестно. Раз уж провозглашаете партию на принципах XXI века, так сначала нужно показать людям, что вы радеете за эти самые жизненные ценности, а потом в Думу идти. А так получается: едва образовались - рванули в парламент.
- Отвечу просто: поначалу мы так и планировали, но дело в том, что сотни общественных организаций в регионах, входящих в партию, хотят иметь политического представителя в органах власти. И прежде всего для этого мы идем в Думу.
- Давайте теперь посмотрим, с чем вы идете. Скажем, вы предлагаете инвестировать особенно активно в образование и науку. Однако базовая идея - увеличение прямого бюджетного финансирования. Вы считаете, это единственный способ?
- Без государственных усилий, без госфинансирования науки и образования рынок здесь, извините, ни черта не сделает. Такие сферы, как образование, здравоохранение, наука, должны финансироваться из бюджета. Только госрегулирование и финансирование обеспечат нормальный рост и прорыв на этих направлениях.
- А инновационные фирмы, а грантовое финансирование, а точечные заказы, на чем, в общем, и живет мир?
- Стоп-стоп. Одно дело - работа по малому и среднему бизнесу, по высоким технологиям, хай-теку. Да, здесь как раз государству лучше не вмешиваться. А что касается социальной сферы, подготовки специалистов, фундаментальной науки - это должно делать государство. Я много раз выступал в Академии наук, там прекрасно знают мою позицию: необходимо сосредоточить усилия на финансировании именно фундаментальной науки. Потому что без этой подпитки не будет и прикладной науки.
- Вы не думаете, что, говоря о бюджетном финансировании, резко увеличиваете и без того сильные патерналистские настроения, тем самым цементируя постсоветскую ситуацию?
- Знаете, эти люди воспитывают наших детей и сохраняют наше здоровье. Им нужно дать нормальную человеческую зарплату и повысить их статус, приравняв к госслужащим.
- Назовите хоть одну страну, где так бывает: сильная рыночная экономика и мощные социальные обязательства государства.
- Германия. Финляндия.
- Ну, тогда и подоходный налог предлагайте в разы поднять!
- Думаю, да. Мы не настолько богаты, чтобы позволить себе плоскую шкалу налогообложения. Да, предельная ставка налога не должна быть слишком высокой, но сама шкала должна быть прогрессивной.
- Вы говорите о незащищенном человеке. Вот многие чувствуют себя незащищенными, когда общаются с сотрудниками милиции, работниками ЖЭКа и т.д. Но что-то по этим сферам ярких инициатив от вас слышно не было.
- Наша партия очень много помогает и отдельным людям, и организациям: детским домам, школам, военным. Ну, вот пример. В мае разведрота Тульской дивизии должна была ехать в Чечню. Молодые парнишки-срочники. Когда я с ними встретился, они, видимо, просто увидев во мне своего, я же в ВДВ служил, сказали: мы в Чечню едем, нас обучили, но у нас бронежилеты... Если с десяти метров из "макарова" стрелять, еще держат, а АКМ с любого расстояния прошибает. Каски то же самое. Связи нет... В общем, когда они поехали туда, у всех были современные бронежилеты, которые держат любую пулю, современные средства связи, шлемы.
- Сколько из них вернулось?
- К счастью, вернулись все. Но во многом это связано с изменением ситуации в самой Чечне.
- Давайте вернемся к вашим обязанностям на посту спикера. Несколько дней назад должен был состояться ваш визит в Германию. Его отменили, как поговаривают, потому, что никто из политиков высшего звена не подтвердил встреч. До этого был визит в США, который многие назвали провальным. Как вы сами оцениваете свои зарубежные визиты?..
- Начну с визита в США. Утверждаю: он стал одной из крупных побед Совета федерации. За 10 лет в Штаты не было ни одного визита на уровне председателя. Далее. Был подписан меморандум о сотрудничестве. Это блестящее достижение палаты! Американский сенат имеет такие меморандумы только с пятью государствами. Россия - шестая. Третье. Обещания г-д Карла Левина и Билла Фриста: в присутствии нашей делегации они сообщили, что подготовили два законопроекта по отмене поправки Джексона-Вэника, и пообещали, что зимой начнут рассматривать либо один, либо другой вариант. Это дорогого стоит. Наконец, ответ г-на Армитеджа, заместителя госсекретаря Пауэлла, на мой вопрос об ужесточении визового режима. Он сказал: г-н Миронов, через полгода мне будет что ответить вам по этому вопросу.
- Обещать - не жениться. Вы сами верите в то, что весной будет отменена поправка Джексона-Вэника?
- Я считаю, предпосылки для отмены поправки очень хорошие. Все, о чем я сейчас сказал, было заявлено публично. А это значит, через полгода у меня будут все основания спросить г-на Армитеджа: что сделано для улучшения визового режима?
- А что случилось с визитом в Германию?
- Дело не в том, что были отменены встречи. Дело в другом: я понял, что просто не могу сейчас ехать в Германию, и мы договорились перенести встречу. На прошлой неделе из Думы в Совет федерации пришло 28 очень важных и непростых законов. Могу сказать откровенно: если бы заседание вел не я, повестка дня была бы рассмотрена по-другому...