Режиссер дебютной картины Виктора Цоя «Конец каникул» рассказал «Сегодня» о том, как музыкант спасался в Киеве от радиации красным вином и нырял в фонтан на Майдане.
Сергей, как вы познакомились с Цоем? Как вообще возникла идея снимать тогда еще не слишком известного в массах музыканта в своей дипломной работе?
— На Цоя я вышел в 1985-м году. Все началось с того, что я сидел на кухне у своего приятеля, который давал приют заезжим «неформалам», колесившим по стране автостопом. И вот за эти ночевки они расплачивались новой, свежей музыкой, которую привозили из Москвы и Питера. Приятеля, кстати, зовут Роман Альтер — он организовывал первый концерт «Аквариума» в Киеве, привозил «Наутилус Помпилиус»… И вот таким образом к моему другу попала магнитофонная бобина с записью дебютного альбома «Кино» — «45». На меня эти песни произвели сильнейшее впечатление — я уже слушал к тому времени «Аквариум» и «Зоопарк», но песни Цоя совершенно не вписывались в уже привычные рамки русского рока, все было очень свежо и оригинально. И я подумал: а почему бы мне не снять музыкальный фильм и не пригласить на главные роли вот этих замечательных ребят из группы «Кино»? Рванул в Питерский рок-клуб, где и узнал, как выглядит Виктор, и получил его домашний номер телефона.
Как прошла первая встреча?
— Мы встретились в культовом месте, в кафе «Сайгон». Цой оказался доброжелательно настроен
Источникным парнем. Хотя я сразу понял, что человек он непростой: Виктор был ярко выраженным интровертом, а еще он напоминал взведенную пружину, которая вот-вот должна распрямиться. У Цоя была очень сильная энергетика. Я помню, когда он прилетел в Киев, то люди, хотя и не зная, что это Цой, все равно оборачивались и смотрели вслед. И это происходило не столько из-за экзотичного внешнего вида — восточное лицо, одет во все черное, — сколько именно из-за этого энергетического заряда. И на экране от него тоже нельзя был оторвать глаз: немного не от мира сего, но в то же время очень понятный каждому молодому человеку.
Тогда еще работающий в котельной Цой с группой прилетели сниматься самолетом. Откуда такой размах?
— То государство заботилось о молодых кинематографистах, давало возможность сделать дипломную работу (я оканчивал Карпенко-Карого). Был составлен бюджет — и ради экономии времени мы решили купить «киношникам» билеты на самолет.
Где музыканты поселились?
— Это была гостиница «Славутич» на Русановке. Мы снимали на «Укртелефильме», и пройти от гостиницы Цою с компанией было всего ничего — буквально минут десять ходьбы. Это было чернобыльское лето, тогда существовало народное поверье, что нужно пить побольше красного вина, чтобы выводить из организма радионуклиды. Так вот распитие этого напитка и было их единственным досугом в Киеве!
А не страшно им было лететь в Киев всего через несколько месяцев после аварии на ЧАЭС?
— Конечно, боязно. Но я пообещал достаточное количество вина, и они все-таки согласились!
Легко ли было работать с Виктором на съемочной площадке?
— Виктор уже в то время, в 1986-м году, понимал, что он «выстрелит» — станет звездой. А что касается работы, то у меня к нему не было никаких претензий. Цой в то время уже был очень заинтересован таким явлением, как видеоклипы, и было видно, что вот этот киевский эксперимент был для него очень важен. Капризничал только барабанщик Густав Гурьянов — по поводу одежды, в которой он снимался. Я его просил что-то переодеть, а он долго со мной спорил. Ну а Цой к тому времени уже очень хорошо разбирался в клипах — видео Duran Duran на песню «Wild Boys» было для него эталоном. Он мне много и очень эмоционально рассказывал об этом навороченном клипе, но я только вздыхал в ответ, потому что понимал, что с нашей техникой снять такое невозможно.
Как долго продолжались съемки?
— Где-то неделю мы снимали Цоя вместе с группой, потом ребята уехали, и еще неделю мы снимали Виктора одного. Кстати, «Кино» была очень монолитной группой. Несмотря на то что могло сложиться впечатление, что все вертится вокруг Виктора, на самом деле, когда ты видел их вместе, то понимал, что все они абсолютно равнозначны. И вот, когда мы снимали их вместе, — по двенадцать часов в день — музыкантов вполне удовлетворяла компания друг друга. Ну а потом, когда Цой остался в Киеве один, мы как-то старались скрашивать его одиночество — сидели «на хатах», как тогда говорили.
Вы показывали ему «культовые» места Киева?
— Как раз это его не очень интересовало. Хотя ему нравился Киев, он говорил, что все очень красиво, но особого желания рассматривать достопримечательности у Цоя не было — они с ребятами только однажды прошлись по Андреевскому. А на съемках Цой единственный раз позволил себе расслабиться тогда, когда мы снимали на ВДНХ сцену на кухне. Там был выставочный павильон с какими-то достижениями советских мебельщиков. Мы решили снимать там, чтобы не строить декорации. На той смене у нас были очень общительные осветители, и вот с ними он все-таки напился. В фильме есть момент, где видно, что Цой навеселе! А еще, как мне рассказывал один из актеров, занятых в фильме, Алексей Ковжун, они с Цоем под воздействием винных паров ныряли в фонтан на площади Октябрьской революции, нынешнем Майдане. Ковжун загремел в милицию, а Цою каким-то образом удалось улизнуть.
Вы не наблюдали, как Цой сочиняет песни?
— К сожалению, нет, но именно в Киеве Виктор написал песню «Спокойная ночь» — он мне об этом сам рассказал. Он и исполнил ее впервые в Киеве — один из наших друзей организовал концерт «Кино» в Доме ученых. Хотя «концерт» — это громко сказано, все происходило в холле!
Имя: Сергей Лысенко
Родился: 5.12.1964 в Киеве (Украина)
Карьера: Член Союза кинематографистов Украины
Окончил Киевский институт театрального искусства им. Карпенко-Карого в 1986 году. Дипломная работа — короткометражный фильм «Конец каникул» с Виктором Цоем и группой «Кино» в главных ролях. В 1988—1989 годах работал режиссером на киностудии им. А. Довженко. В 1995-1996 годах был режиссером, автором и телеведущим программы «Терминал» на канале «1+1». Потом телеведущим проекта «Первая экспедиция на телеканале «Интер». В 2007 году снял картину «Семь дней до свадьбы».