Главный гаишник рассказал, почему он за высокие штрафы, о том, как надо поступать с пьющими за рулем, и за что инспекторы ГАИ собираются наказывать в 2010 году.
Прошел год с тех пор, как начал действовать новый закон о штрафах. Как оцениваете его эффективность?
— Если учесть, что это новое дело, то мы эффективно сработали. Удалось уменьшить смертность на дорогах — на сегодня погибло на 2372 человека меньше, чем год назад, и на 3663 меньше, чем два года назад. Травмировано, соответственно, меньше на 17 000 и 27 800. Это — главный результат. В следующем году у ГАИ появятся новые требования: начнем следить, чтобы водители и пассажиры были пристегнуты ремнями безопасности, начнем регистрировать скутеры и мопеды, наведем порядок с автошколами, выпускающими слабо подготовленных водителей.
Почему же, несмотря на столь высокую оценку эффективности высоких штрафов, за последние 3—4 месяца количество погибших в ДТП увеличилось?
— Это печальная сезонная статистика летних месяцев и сентября, когда массово едут в отпуска на своих авто, много транзитных машин и, увы, не всегда соблюдают ПДД. В сентябре много погибших дали именно иностранцы. Ныне смертность снова снизилась и к декабрю должна стать минимальной. Средняя смертность по этому году — 14 человек в сутки, год назад был 21. Поэтому считаю, что жесткие меры к нарушителям оправданны, они снижают количество нарушений. В советские времена, когда за пьянство лишала прав ГАИ, а не суд, то их отбирали у 90% нарушителей. А сейчас суды отбирают права максимум у каждого десятого.
Наложить штраф на нарушителя — полдела, сложнее его взыскать. Пока платят чуть больше половины.
— Обещаю, ни один водитель с «незакрытым» штрафом не пройдет техосмотр. Мы сейчас передаем в исполнительную службу данные на лихачей, которые не уплатили 10 и более штрафов (рекорд — 71 штраф — у одного бывшего таксиста). Случаев изъятия авто пока немного, но примечательно: как только машину забирали на штрафплощадку, виновный тут же находил средства на уплату штрафов.
Куда идут деньги от штрафов?
— Половина — в госбюджет, половина — напрямую в местные бюджеты. В этом году впервые во многих селах починили дороги — за счет тех 20—30 тысяч гривен, что набежали сельсовету от уплаты штрафов. В Киеве собрано штрафов на 40 млн грн., но куда точно они ушли, мне неизвестно.
Вопрос по скоростному режиму — не привело ли увеличение скорости до 80 км/ч к повышению аварийности?
— Наоборот. По Киеву, где таких дорог больше всего, аварий за год стало меньше на 43,1%, тогда как в среднем по Украине — на 34,5%.
Почему после введения в киевских МРЭО системы контроля за сдачей экзаменов так мало выпускников сдают их?
— Из-за слабой подготовки. Приведу пример: как-то я наблюдал по компьютеру за ходом экзамена в МРЭО. Вижу: девушка в трех первых вопросах сделала две ошибки и задумалась. Потом вдруг начала быстро и правильно отвечать. Я сразу звоню экзаменатору: «Ты где?». Отвечает: «Вышел». Я ему: «Бегом в класс, там у тебя списывают!». К концу ноября должны закончить тестовую отработку этой системы и начать ее внедрение по всей Украине. Причем будем устанавливать и веб-камеры, снимающие обстановку в помещении. Деньги на это находим, их не так много и требуется — даже на самую насыщенную МРЭО Киевскую область (там их 17) — надо всего около 2,5 млн. грн.
Вечная тема: мздоимство на дорогах...
— За год выявлено почти 4000 таких фактов. Из них только 121 раз инспекторы требовали взятку (все уволены, против них возбуждены уголовные дела), в остальных случаях «хабар» предлагали водители. И что? По взяткодателям прокуратура возбудила чуть более сотни уголовных дел, остальных отпустили.