Церковный и общественный деятель, участник право-монархического движения, почетный председатель Тифлисского патриотического общества.
Родился в семье священника в Рязанской губ. Окончил Рязанскую ДС (1886), С.-Петербургскую ДА (1890) со степенью кандидата богословия. С 1890 помощник инспектора Могилевской ДС. В 1892 переведен в Тифлис, где экзархом Грузии архиеп. Владимиром (Богоявленским) 11 дек. 1892 рукоположен во диакона, а 13 дек. во иерея и назначен вторым священником Александро-Невской церкви. С 1 янв. 1893 заведующий Второй миссионерской (Казанской) церковью, в 1903 возведен в сан протоиерея. С 28 дек. 1905 законоучитель и инспектор классов Иоанникиевского епархиального женского училища, затем до 1918 был настоятелем церкви св. блгв. кн. Михаила Тверского. За диссертацию на тему «Книга Иова» был удостоен степени магистра богословия. Активно участвовал в жизни Грузинского экзархата, был председателем миссионерского братства, председателем епархиального училищного совета, благочинным русских церквей, законоучителем школы слепых.
Не меньшую активность проявлял и в деятельности, направленной на борьбу с теми, кто стремился к отторжению от России кавказской окраины. Будучи убежденным монархистом и борцом за русское дело на Кавказе, был избран в 1906 почетным членом Тифлисского патриотического общества, наиболее активной и крупной монархической организации на Кавказе. От имени Общества направил приветственную телеграмму в адрес 3-го Всероссийского съезда Русских Людей в Киеве 1—7 октября 1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской), в которой писал: «Живя на окраине, мы глубоко чувствуем, что возрождение России может быть совершено только внутренней мощью искренно Русского Православного Народа... Молим Бога вместе с нашим Царем-Самодержцем, чтобы на этом съезде явились истинные богатыри мысли и дела в посрамление всем врагам самобытного расцвета мощи Русского Народа... С нами Бог, с нами сила крестная, с нами вера в правоту нашего святого дела». В янв. 1907 стал жертвой террористического акта, был тяжело ранен шестью пулями. Оправившись от ран, вновь возглавил Тифлисское патриотическое общество. Прислал приветствие делегатам Московского съезда (Съезд Русских Людей в Москве 27 сентября — 4 октября 1909).
Революционные потрясения 1917 заставили о. Сергия покинуть Тифлис, где он прослужил 26 лет. В 1918 он уехал в Баку, где служил в церкви в так называемом «черном городе» до 1923, когда был арестован и приговорен к ссылке в Уфу. В 1924 дело было пересмотрено, и он был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, где находился до 1926. Когда о. Сергий был в заключении, скончалась его жена. По отбытии срока он был направлен в ссылку в Барабинский округ Западно-Сибирского края, где пребывал до н. 1931. По окончании ссылки был определен на жительство в г. Богучары Воронежской обл. И только в 1935 получил приход в Клинском р-не Московской обл.
29 мая 1942 в Казанском соборе Ульяновска принял монашеский постриг с именем Варфоломей, 31 мая там же митр. Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) хиротонисал его во еп. Можайского, вик. Московской епархии. 1 июня за немалые церковные труды возведен в сан архиепископа. С нояб. 1942 архиеп. Ульяновский, а с 8 авг. 1943 и до самой кончины возглавлял Новосибирскую и Барнаульскую епархию. Член Архиерейского Собора 8 сент. 1943, избравшего митр. Сергия (Страгородского) Патриархом. 24 апр. 1949 возведен в сан митрополита. 8 дек.абря1949 утвержден в звании почетного члена Московской ДА. 24 июня 1951 удостоен звания доктора богословия. Скончался в Новосибирске, погребен в Вознесенском кафедральном соборе, в приделе прп. Серафима Саровского.
Написал много статей на богословские темы, акафистов, составил службу свт. Иоанну Тобольскому. В 1949 уполномоченный Совета по делам РПЦ при Новосибирском облисполкоме Созоненок в секретной характеристике на владыку написал: «Архиепископ Варфоломей — фанатично религиозный человек, с глубоко консервативными взглядами, большой приверженец русской старины, благожелательно относится ко всему русскому и отрицательно — к немцам и вообще к инаковерцам, особенно к баптистам и католикам, ревностный служитель Православной Церкви, стремящийся всеми силами и средствами расширить влияние Церкви, упрочить ее положение, уберечь духовенство и верующих от всякого прогрессивного влияния извне. В этих вопросах он неутомим, несмотря на свой возраст». Среди верующих Новосибирска считался прозорливым старцем.