Герасимов Сергей Аполлинариевич (1906-1985). Советский кинорежиссер, актер, драматург, педагог и теоретик кино. Один из самых именитых деятелей киноискусства сталинской эпохи.
Родился в Челябинске. 1) Учился в Ленинградском художественном училище, в 1928 г. окончил Государственный институт сценического искусства. В кино — с 1924 г. Работал в мастерской ФЭКС. Руководил актерской мастерской на «Ленфильме». В 1944-1946 гг. возглавлял Центральную студию документальных фильмов. Действительный член Академии педагогических наук СССР (1978). Член ВКП(б) с 1943 г. Депутат Верховного Совета СССР и РСФСР в 1950-1958 гг. Доктор искусствоведения (1946), профессор Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) в Москве (1946). Член Союза писателей СССР. Член Президиума Советского комитета защиты мира (с 1950 г.). Секретарь правления Союза кинематографистов СССР. Народный артист СССР (1948). Награжден орденом Ленина (1966), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1940, 1950), орденом Красной Звезды (1944) и чехословацким орденом Белого Льва III степени. Трижды лауреат Сталинской премии 2) (1941, 1949, 1951), лауреат Государственной (1971) и Ленинской премии (1984). Герой Социалистического Труда (1974).
Герасимов был женат на актрисе Т.Ф. Макаровой (1907-1997, народная артистка СССР). У них был приемный сын Артур Сергеевич Макаров (1931-1995 гг.; сценарист).
Среди постановок С.А. Герасимова такие фильмы, как «Семеро смелых» (1936), «Комсомольск» (1938), «Учитель» (1939), «Маскарад» (1941), «Молодая гвардия» (1948), «Тихий Дон» (1958) и др.
Несмотря на явную благосклонность сталинского руководства к С.А. Герасимову, на деле не все обстояло так гладко. Например, кинофильм «Молодая гвардия» (по роману А. Фадеева), получивший высокую оценку на всех предварительных просмотрах, был самым решительным образом осужден в Кремле. Фильму (и роману) приписывались серьезные идейные ошибки: неполноценные образы большевиков-подпольщиков, попавших по своей беспечности в лапы гитлеровцев, не по возрасту мудрое поведение молодых героев Краснодона, особенно их вожака — Кошевого, неоправданная паника во время эвакуации, словно ее не было и не могло быть, когда враг оказался на подступах к городу. Не помогло и аргументированное выступление Фадеева на совещании у Сталина, проходившее с участием Жданова, Молотова, Ворошилова...
Большие усилия потратил Герасимов на переделку фильма. Она велась параллельно с работой Фадеева над романом. Это задержало выход фильма на экраны почти на полтора года.
...Особенно придирчиво относился Сталин к собственному изображению. Достаточно было Герасимову, под руководством которого снимался фильм, посвященный Ялтинской конференции союзников, показать генералиссимуса в равном положении с Рузвельтом и Черчиллем, чтобы это встретило крайнее недовольство. Фильм пришлось переделывать: предоставлять больше места советскому лидеру, добавлять его «крупные планы», подчеркивать его превосходство перед союзниками. Все это было исполнено, но Герасимов долго пребывал в немилости за допущенную оплошность.