6 декабря состоится вручение наград Европейской киноакадемии. С фильмом "Тюльпан" в категории "Европейское открытие" представлен дебютант в игровом кино Сергей Дворцевой. Но, независимо от голосования, "Тюльпан" в этом году уже поставил российский рекорд по международным призам. Канн, Токио, Лондон, Монреаль, Азиатско-Тихоокеанский регион... Однако в России фильмом "Тюльпан" никто из прокатчиков не интересуется. О цене успеха с Сергеем Дворцевым побеседовала наш кинообозреватель Вита Рамм.
вопрос: Став обладателем стольких наград, вы, наверное, чувствуете себя "королем мира"?
-ответ: Нет, я не новичок в кино, много международных наград получал за свои документальные фильмы. К призам я отношусь с благодарностью - как к подаркам судьбы. Сегодня они есть, завтра их может и не быть. Меня больше радует, что "Тюльпан" будет прокатываться по всему миру. И все мои поездки - Лондон, Токио, Австралия, Испания, Греция - связаны не столько с кинофестивалями, сколько с предпрокатной рекламной кампанией. Меня огорчает, что в России так никто и не изъявил желания заниматься прокатом "Тюльпана". Буду пробовать договариваться с директорами кинотеатров, которые работают не только с блокбастерами.
в: Ваш успех на Каннском фестивале вызвал двойственную реакцию у российских кинокритиков. Да, мол, фильм хороший, но уж явно рассчитанный на западного зрителя, который всегда будет умиляться экзотике, диковинкам степной жизни. Да еще в кадре и овца по-настоящему рожает, что тоже было воспринято негативно...
-о: Фильм, как я понимаю по реакции зрителей, нравится именно потому, что на экране обычная жизнь, имеющая внутреннее наполнение. А насчет "фестивального продукта" могу сказать, что пожелай я его сделать, не сидел бы четыре года в степи. Я был влюблен в свой фильм. В таком состоянии человек всегда делает глупости и многое может вытерпеть. Одного он не может - просчитывать, как добиться успеха. Я до сих пор весь в долгах. Часть съемочной группы не выдержала, хотя я им говорил, чтобы они немного подождали, все будет хорошо. Я благодарен тем, кто понимал и терпел вместе со мной, - Иоланте Дылевской, замечательному оператору из Польши, продюсеру с немецкой стороны Карлу Баумгартену, актерам. Они верили, что делают нечто настоящее и от души. Главной нашей задачей было закончить картину. И на успех фильма мы сегодня смотрим с большим удивлением. Мы точно на него не рассчитывали.
в: Почему место действия фильма - Казахстан?
-о: Я уже давно живу в России, но мои дедушка с бабушкой в 1920-е годы, спасаясь от голода, оказались в Чимкенте. Там мои родители познакомились, там вырос и я. Там по-прежнему живут моя мама и брат. Для меня степь - это не экзотика, а родной пейзаж. Условия для съемок были тяжелыми, пятьсот километров от города. Любая маленькая проблема тут же становилась большой. Долго ждали овцы, готовой к родам…
в: Но ведь не все в Казахстане согласились с вашим видением страны.
-о: Да, были разговоры, что фильм показывает страну отсталой. И чем больше призов, чем больше славы, тем шире будут представления о Казахстане как о стране с патриархальным бытом. Я слышал, как один крупный чиновник после просмотра на международном кинофестивале "Евразия" в Астане возмущался: "Тюльпан" - вреднее, чем "Борат". Спорить с логикой начальства не вижу смысла, но сравнение меня позабавило. Интересно, смотрел ли он "Бората"? Но казахов, которые видят в фильме прославление страны, все-таки больше. Ведь главный герой не хочет никуда уезжать, хочет жить и работать на своей родине. Я показываю историю чабанов. Они кочевники и живут в юртах. С кирпичным домом кочевать невозможно. Степь - это колыбель всей страны. Почему казахи должны стесняться своей родины, своей колыбели?
в: Но "Тюльпан" не только казахская картина?
-о: Это пример реальной копродукции России, Германии, Казахстана, Швейцарии и Польши. Каждая страна внесла свой вклад. Решение, что на "Оскар" фильм пойдет от Казахстана принимали все продюсеры.
в: Ваши актеры очень естественно существуют в предлагаемых обстоятельствах.
-о: Самал Еслямова, по фильму мама большого семейства, продолжает учебу в РАТИ (ГИТИС) на курсе у Евгения Каменьковича. Ее мужа играл оперный певец из Алма-Аты Ондасын Бесикбасов. Главного героя - студент режиссерского отделения алма-атинского института Асхат Кучинчиреков. Я провел большой кастинг. Выбрал именно этих, потому что чувствовал, что они не только талантливы, но и очень хотят сниматься, выдержат трудные условия. Все снимавшиеся дети - сестренка и братья - были из одной семьи. И когда уже закончили съемки, пришла весть, один из мальчиков (тот, который в фильме всегда ходил с транзистором) утонул... Талантливый мальчик, любимец всей группы.
в: Почему вы решили уйти из авиации в кино?
-о: После авиационного училища я девять лет работал радиоинженером в "Аэрофлоте" Казахстана, летал на местных линиях. Много читал, думал, как изменить мою жизнь. Но о кино мыслей не было. Как простые люди считают? В кино попадают лишь те, у кого блат или родня. Как-то в газете увидел небольшое объявление о конкурсе на документальное отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров и в Москве. Решил написать о своей жизни. Неожиданно прошел первый тур, потом и остальные. Смешно сказать, но когда спросили меня, какие документальные фильмы я видел, я смог назвать лишь то, которое увидел накануне по телевизору...
в: Вас приглашают проводить мастер-классы в своих киношколах такие мэтры европейского кино, как Аки Каурисмяки и Эмир Кустурица. О чем рассказываете студентам?
-о: О том, что снимать документальное кино очень тяжело. Почему у меня всего четыре фильма? Я не могу работать быстро. Наблюдение за жизнью не терпит суеты и наскока. Перед началом съемок я не меньше трех месяцев вживался в быт своих персонажей. Мне интересны люди и в своей обыденной жизни, и в уникальных ситуациях. Как бабушки в фильме "Хлебный день", например, или бродячий семейный цирк в "Трассе". Когда снимаешь таких людей, складывается образ семьи, образ страны, образ мира. И получается серьезный разговор о жизни. Если снимаешь серьезно, от души, отдавая собственную энергию, то потом все может случиться - и призы, и почет, и предложения продюсеров. И все-таки первое в работе - твоя собственная искренность и серьезность. Некоторые меня из-за этого считают моралистом.
в: Какой вопрос студенты задают чаще всего?
-о: Имеет ли право документалист вмешиваться в жизнь своих персонажей? Обязан ли он всегда оставаться сторонним наблюдателем? Например, в "Хлебном дне" я не мог оставаться в стороне и толкал вагон вместе с бабушками. Если быть до конца честным документалистом, то чем хуже, драматичнее для людей, тем лучше для режиссера. Но делать искусство из жизни реальных людей - еще и большая моральная ответственность. После моей дипломной работы "Счастье", которая получила около пятидесяти призов, в Чимкенте у главного персонажа чабана были неприятности. Чиновникам показалось, что он "опозорил их славную область". Например, жена героя мыла голову айраном. Упрек был смешной: "Разве шампуня в Казахстане нет?!". Хотя женщины во всем мире голову моют и кефиром, и хлебной крошкой... Фильм не был ни политическим, ни обличающим какие-то недостатки. Он был про жизнь простых людей. Для меня это и есть настоящая красота в кино, а не восходы или закаты солнца.
в: Почему же вы решили перейти в другую лигу - режиссеров игрового кино?
-о: Владея профессиональными навыками, понимаешь, что об одном человеке можно снять десять разных фильмов - от комедии до трагедии, где он будет ужасным, несчастным, хорошим, великолепным... И все будут правдивыми. Когда снимаешь документальный фильм, ты воруешь у людей часть их жизни, ты ее не создаешь. Для меня творчество - когда я вижу тайну и пытаюсь разгадать, что я снимаю. Эту тайну давал процесс съемок "Тюльпана". И если вернуться в документальный жанр, то сегодня единственный честный и открытый фильм, который для меня возможен, - обо мне самом. Когда-нибудь созрею и сниму.
"Тюльпан" - это история казахского паренька, отслужившего в российском флоте на Дальнем Востоке. Он вернулся на родину, поселился у своей сестры, которая замужем за чабаном и живет в степи. Чтобы стать самостоятельным и получить свою отару овец, парню нужно жениться. Во всей округе есть только одна девушка, годящаяся в невесты. Девушку зовут Тюльпан, но у нее свои планы - уехать в город на учебу. Свадьба не состоялась...
Дворцевой Сергей Владимирович родился 18 августа 1962 г. в Чимкенте. Окончил авиационное училище в Кривом Роге, заочное отделение радиотехнического факультета Новосибирского электротехнического института, в 1992 г. - отделение режиссуры неигрового кино ВКСР (мастерская Л. Гуревича, С. Зеликина). До "Тюльпана" снял документальные фильмы "Степа "(1992), "Счастье" (Казахстан/Россия, 1995), "Хлебный день" (1998), "Трасса" (Франция, 1999), "В темноте" (Россия/Финляндия, 2004).