Сергей Бондарчук прожил невероятно насыщенную жизнь, оставив после себя несколько шедевров киноискусства. По части масштабных постановок ему не было равных. Да и сейчас вряд ли найдутся кинематографисты, способные превзойти его в мастерстве создания глубоких эпичных фильмов.
Сергей Бондарчук появился на свет в селе Белозерка (современная Херсонская область, Украина) 25 сентября 1920 года. Его отец придерживался коммунистических взглядов и был председателем колхоза, мать работала там же. Через несколько лет в семье родилась дочка Тамара.
Вскоре после рождения детей семья перебралась в Таганрог, а затем в Ейск. Здесь прошли детские и юношеские годы Сергея. После окончания школы отец настоял на том, чтобы сын пошел учиться на инженера. Однако Бондарчук-младший был категорически против. С детства он участвовал в художественной самодеятельности и мечтал стать артистом. В результате Сергей поссорился с отцом и, ничего не сказав, отправился в Москву.
Приехав в столицу, Бондарчук и его друг подали документы в театральное училище и стали ждать экзаменов. Несколько дней они ночевали на лавочках, а когда наступил день сдачи, то вдруг испугались и забрали документы назад. Друг уехал домой, а Сергей, не желавший видеть отца, отправился в Ростов-на-Дону. Здесь ему посчастливилось поступить в театральное училище.
В 1941 году Бондарчука призвали в армию. Год он прослужил в театре Красной армии в Грозном, а затем был призван на фронт. Сергей прошел все ужасы войны и демобилизовался лишь в 1946 году. Этот опыт наложил отпечаток на все творчество режиссера.
Вернувшись к мирной жизни, Сергей закончил актерский факультет ВГИКа и стал полноправным актер
ом. О карьере режиссера он даже и не думал.
В 1948 году произошло два важных события в жизни Бондарчука: он впервые появился на экране в роли Валько в картине 'Молодая гвардия' и женился на актрисе Инне Макаровой. Это был уже второй брак для Сергея. Впервые он женился еще до войны, но брак оказался неудачным.
В мае 1950 года в семье Бондарчук родилась девочка Наталья. Впоследствии она пойдет по стопам отца и станет режиссером. В работе у Сергея тоже все было хорошо. В 1950 году он сыграл в фильме 'Кавалер Золотой Звезды', а через год исполнил главную роль в картине 'Тарас Шевченко' (1951). Кинолента пришлась по душе самому Сталину, и в 1952 году Бондарчук получил звание Народного артиста СССР. Это был беспрецедентный случай: в 32 года еще никто не достигал таких высот.
Вскоре Бондарчук доказал, что действительно имеет незаурядный талант. Его игра в фильме 'Отелло' (1955) была по достоинству оценена не только в СССР, но и на международных фестивалях. Успех картины был огромен. Она стала кульминацией его актерской деятельности, своеобразным итогом первой половины жизни.
Во время съемок 'Отелло' Сергей Бондарчук познакомился с актрисой Ириной Скобцевой. У них завязались романтические отношения. Жена быстро раскусила Сергея, но скандалов не закатывала. Они разошлись мирно, и в 1959 году Бондарчук женился на Скобцевой.
Имея уже достаточно большой вес в кинематографиче
ких кругах, Сергей Бондарчук решил попробовать свои силы в режиссуре.
В 1959 году состоялся его дебют 'Судьба человека'. Фильм имел большой успех у зрителей, заняв пятое место в прокате, а Сергей получил Ленинскую премию. Это событие заметно изменило его жизнь в лучшую сторону. Бондарчук получил новую квартиру, а его авторитет стал еще большим. Вскоре он снова стал папой: на свет появились дочка Алена и сын Федор.
Над своей главной работой – эпопеей 'Война и мир' (1968) – Сергей Бондарчук работал семь лет. Роль Пьера Безухова он сыграл сам, роль Элен отдал жене, а на роль Наташи Ростовой утвердил дебютантку Людмилу Савельеву. Первая часть эпопеи была закончена в 1965 году и показана на Московском фестивале. Это было грандиозное зрелище, которого еще не знал мировой кинематограф. В картине участвовало 120 тысяч статистов, и это событие было занесено в Книгу Рекордов Гиннесса. По части батальных сцен Бондарчуку не было равных в мире. Этот фильм, получивший в 1968 году 'Оскар' в категории 'лучшая иностранная работа', до сих пор остается одним из самых дорогих в истории кино.
Творчество режиссера не шло в разрез с идеями партии, поэтому он постоянно находился под покровительством руководства. Бондарчук был одним из немногих деятелей культуры, которым было разрешено сниматься и снимать за границей. Например, Сергей сыграл в фильмах 'Битва при Неретве' (1969) югославского режиссера Велько Булай
ича и 'В Риме была ночь' (1960) итальянского мастера Роберто Росселлини.
В 1970-1980-х годах Сергей Бондарчук снял целый ряд важных картин. Среди них стоит отметить фильм 'Они сражались за Родину' (1975), который получил награду на фестивале в Карловых Варах. В этой работе Бондарчук отошел от помпезно-официозного изображения войны, показав драматические и горькие сцены сражений.
В 1978 году режиссер перенес на экран любимую повесть Чехова, поставив фильм 'Степь'.
Еще одной важной работой в карьере Бондарчука стала картина 'Тихий Дон' (1994) по известному роману Шолохова. Режиссер вынашивал идею этого проекта еще с 60-х годов, но приступил к ее реализации только в конце 80-х. Сергей заручился поддержкой английских и итальянских продюсеров, но закончить работу над картиной не удалось. Когда был отснят весь материал, представители итальянской стороны сообщили, что деньги закончились. Монтаж фильма был закончен только в 2006 году благодаря сыну режиссера Федору Бондарчуку.
'Тихий Дон' стал последней работой великого мастера. 20 октября 1994 года Сергей Бондарчук скончался от инфаркта. Похоронили советского режиссера и актера на Новодевичьем кладбище. Кинорежиссура стала семейным делом Бондарчуков. По стопам отца пошли дочь от первого брака Наталья и сын от второго брака Федор. Больших успехов в кинематографе добился Федор Бондарчук, став одним из самых влиятельных режиссеров России