Популярные личности

Сергей Бобров

Русский поэт, критик, переводчик, математик и стиховед, один из организаторов русского футуризма.
Категория:
Дата рождения:
1889-11-09
Дата смерти:
1971-02-01
Гражданство:
Россия
Биография

Краткая биография

Русский поэт, критик, переводчик, математик и стиховед, один из организаторов русского футуризма.


Серге́й Па́влович Бобро́в (9 ноября 1889 — 1 февраля 1971, родился и умер в Москве) — русский поэт, критик, переводчик, математик и стиховед, один из организаторов русского футуризма.

Получил художественное образование (Московское училище живописи, ваяния и зодчества). Работал в жу

рнале «Русский архив», изучал творчество Пушкина и Языкова. В 1913 возглавлял постсимволисткую группу «Лирика», с 1914 — группу футуристов «Центрифуга» (его ближайшие литературные сподвижники — Борис Пастернак, Николай Асеев и Иван Аксёнов). За три предреволюционных года одноименное издательство «Це

нтрифуга» под руководством Боброва выпустило полтора десятка книг, включая «Поверх барьеров» Пастернака и несколько сборников Асеева. Бобров активно выступал как теоретик своих групп и критик-полемист (в 1920-е — в журнале «Печать и революция» под разными псевдонимами), тон его выступлений был обычн

о чрезвычайно резок. В 1920-е в литературных кругах складывается ряд мифов, кочующих по мемуарным публикациям и делающих фигуру Боброва одиозной (якобы он до революции был черносотенцем, а после неё — чекистом; якобы Бобров во время выступления Александра Блока незадолго до его смерти крикнул, что т

от «уже мертвец» и т. п.); современные исследователи показывают несоответствие этих историй действительности.

Стихи Боброва опубликованы в нескольких дореволюционных сборниках 1913—1917 гг. («Вертоградари над лозами», «Алмазные леса», «Лира лир»), где он сочетает характерные приёмы футуризма с им

итациями классической русской лирики и экспериментов Андрея Белого (иногда параллельно стилизуя обе манеры); с формальной точки зрения для него характерны эксперименты с перебоями в классических размерах и пропуски ударений в трёхсложниках (как и для Пастернака того периода и в переводах Аксёнова из

английской драматургии). Стихи Бобров продолжал писать до конца жизни, в 1960-е годы вновь печатался (в альманахах «День поэзии» и др.); не всё издано.

В 1920—1930-е годы Бобров работал в Центральном статистическом управлении, был репрессирован и сослан в Кокчетав. После возвращения из ссылки на

писал две научно-популярные книги для детей по математике «Волшебный двурог» и «Архимедово лето». Среди его прозаических сочинений — автобиографическая повесть «Мальчик», философски-сатирический роман «Восстание мизантропов».

Одним из постоянных интересов Боброва было стиховедение. В 1913 Бобров

одним из первых описывает дольник (под названием «паузник»), в 1915 он издал книгу «Новое о стихосложении Пушкина», выступал с публикациями в 1920-е годы, а с 1962 вновь участвовал в стиховедческих штудиях нового поколения с А. Н. Колмогоровым и молодым М. Л. Гаспаровым. Боброву принадлежат важные и

сследования о перебоях ритма, о ритмике словоразделов (один из зачинателей этой темы). Гаспаров оставил интересные воспоминания о Боброве и посвятил памяти Сергея Павловича — «старейшины русского стиховедения» — свою книгу «Современный русский стих».

Бобров — автор мистифицированного продолжения

стихотворения Пушкина «Когда владыка ассирийский», опубликованного в 1918. После того, как пушкинист Н. О. Лернер признал мистификацию за подлинный текст Пушкина, Бобров выступил с саморазоблачением, вскрыв методику создания подделки.

Много и плодотворно занимался поэтическим переводом, автор пер



Поделиться: