Заслуженный артист России (2005)
Лауреат премии «За лучшую мужскую роль» на фестивале спектаклей для детей «Банановая рыба» в Таллинне (1996, за роль в спектакле «Калиф-аист»).
Сергей Барковский родился 14 декабря 1963 года в Алма-Ате. Правда этот город, по признанию самого Сергея, он совсем не помнит, поскольку уже в три года его увезли на Украину, в город Николаев.
Здесь, в Николаеве, и прошло детство Сергея. Обычное детство советского мальчишки, который, как и многие, был пионером, затем комсомольцем (и даже председателем совета дружины), шагал под барабан и верил в «светлое будущее»…
По окончании школы, Сергей Барковский отправился в Ленинград - поступать на философский факультет ЛГУ. На философском факультете тогда было два отделения: собственно философский и научного коммунизма. Сергей выбрал второй – ведь чтобы построить то самое «светлое будущее», надо было этому сначала научиться! Единственный момент смущал будущего «строителя коммунизма» - по его убеждению, чтобы получить настоящую жизненную практику, для начала необходимо было отслужить в армии…
Успешно пройдя экзамены, Сергей подошел к последнему - испанскому языку. Его надо было сдать обязательно на «отлично», что собственно и произошло. И тут… Неожиданно для преподавателей Сергей попросил их поставить ему четверку. Свою просьбу он объяснил желанием служить в армии, мол армия - это квинтэссенция жизни, бесценный опыт, школа жизни и т.д. Преподаватели были в полном шоке, - такие заявления в самый разгар Афганской кампании! Кончилось все тем, что преподаватели САМИ стали уговаривать его поступить в университет! Уговорили… «А через год, - признается Сергей, - пообщавшись с моими однокашниками, которые отслужили и знали что это такое на самом деле – армия, понял, что правы были те преподаватели».
Сергей Барковский рассказывает: «Мне повезло – я попал на очень творческий курс философского факультета, что редкость, в отличие от технарей. Философы обычно – одиночки. Все же мудрецы! Все – в своем мире. А здесь – все люди подобрались – открытые, творческие. У нас были и музыканты, и художники, и поэты… Каждый второй писал стихи! Каждый четвертый - приличные! Мы издавали сборники, за которые иногда нам попадало. Газету издавали. «Зебра» называлась...»
Университет Сергей окончил с отличием. Затем около года преподавал философию в ЛВИМУ им. Макарова, готовясь к поступлению в аспирантуру, но… неожиданно решил круто изменить свою жизнь.
Тягу к актерской профессии Сергей ощутил еще, будучи студентом. При университете существовал самодеятельный театр. Под руководством режиссера Игоря Борисова ребята ставили различные спектакли, капустники. Сергей вспоминает: «Все это меня так «зажгло» - я ощущал некий подъем, воодушевление. Мне не столько нравилось выходить на сцену - сколько существовать на ней. Чувствовать особую реальность, каждым нервом ощущать Правду. И тогда я понял, что мне дано заниматься этим делом».
После окончания университета Сергей некоторое время параллельно с преподавательской деятельностью занимался в полупрофессиональной студии, которую вел Вадим Сергеевич Голиков, руководитель театра Комедии. А когда Голиков стал набирать курс в ЛГИТМиК, Сергей Барковский пошел к нему учиться.
Проучившись полтора года у Голикова, Барковский перешел на курс Мара Владимировича Сулимова. Он вспоминает: «У этого мастера была мощная школа! Если вы прочитаете книгу «Посвящение в режиссуру» - вы поймете что это такое - Школа Сулимова. В этой книге, которую мы издали с моим однокурсником, Александром Синотовым, собраны все брошюры Сулимова, которые он писал для студентов. О началах режиссуры, на мой взгляд, мало кто так писал. Станиславский, Кнебель… На пальцах одной руки можно сосчитать...»
Именно Сулимов сделал из несостоявшегося философа настоящего актера. Еще учась в институте Сергей Барковский сыграл множество интересных ролей, среди которых: князь Мышкин в спектакле по роману Ф. Достоевского «Идиот», Дон Хуан в спектакле по пьесе Жуховицкого «Последняя женщина сеньора Хуана», Сильченко в спектакле по рассказам В. Шукшина «Штрихи к портрету», Мозгляков в спектакле «Дядюшкин сон», Войцек в спектакле по пьесе Бюхнера «Войцек». Своими работами Барковский уже тогда заслужил признание специалистов. Сам Сулимов говорил: «Даже если Барковский играет плохо – он играет хорошо!»
Институт Сергей Барковский окончил с двумя дипломами – актерским и режиссерским. Причем оба диплома – красные!
Институт Сергей Барковский окончил в 1992 году. И в том же году он был принят в труппу Молодёжного театра на Фонтанке. В это трудное для России время, когда страну потрясали политические и экономические кризисы, Барковский не опустил руки. Вместе со своим однокурсником Сергеем Егоровым они написали пьесу-фантазию на тему восточных сказок, которая называлась «Калиф–аист». Чтобы хоть как-то просуществовать, они ездили с этой сказкой по детским садикам и школам.
Позже Барковский восстановил этот спектакль, который «оброс» деталями, нюансами. А в 1996 году на фестивале спектаклей для детей «Банановая рыба» в Таллинне работа Барковского была отмечена премией «За лучшую мужскую роль».
В Молодежном театре Барковский работает и по сей день. Актер необыкновенно популярен у питерских театралов. Его любят за прекрасные, глубокие образы, создаваемые на сцене с присущим ему умом, любовью и виртуозностью настоящего мастера. Диапазон ролей, доступных артисту, необычайно широк. В его репертуаре: «Ночь ошибок» (Сэр Чарльз Марлоу), «Двенадцатая ночь, или что угодно» (Сэр Тоби Белч), «Стакан воды» (Болингброк), «Касатка» (Абрам Желтухин), «Дни Турбиных» (Тальберг, Алексей Турбин), «Жаворонок» (Король Карл), «Три сестры» (Чебутыкин) и многие другие.
Одновременно с работой в Молодежном театре Барковский выступает на сценах других театров. Так в театре «Русская антреприза им. А.Миронова» актер играл Джорджа Райли в спектакле «Входит свободный человек» и Павла Прохоровича в спектакле «Шутники». Был Барковский задействован в спектаклях: Театра комедии им. Н. Акимова («Призраки», роль - Паскуале Лойяконо), Творческого объединения «Арт Питер» («Картины из жизни девицы Любови Отрадиной», роль - Актёр Шмага; «Я должен убрать президента», роль - Франсуа Пиньон; «Месье Амедей», роль - Кюре Жозеф), Пушкинского театрального центра («История села Горюхина», «Авдей Флюгарин», «Жуковский. Прощание»), Петербургского экспериментального театра («Тореро», роль - Маркос-импресарио), Театральной компании «Антика» («Флорентийская трагедия», роль - Купец Симоне).
За свои работы Сергей Барковский неоднократно награждался престижными театральными премиями. Особо стоит отметить Премию имени Смоктуновского (актера, являющегося кумиром Сергея Барковского) за исполнение роли Карла в спектакле Молодежного театра на Фонтанке «Жаворонок».
В отличие от театра в кино у Сергея Барковского достижения гораздо скромнее. И это несмотря на то, что снимается актер очень много. Сам актер объясняет это так: «Для кино я «темная лошадка», поэтому, видимо, мне и достаются роли маленьких людей, неудачников. Если в театре я играю разные характеры, разный возраст, темперамент, то в кино, и особенно в сериалах, - почему-то однотипных героев. То ли потому что камера видит «однозначнее», то ли потому что выбор актеров очень большой. Может, кинорежиссерам удобнее определенность».
Зрители знают актера по ролям в фильмах и сериалах: «Летающий пистолет» из серии «Ниро Вульф и Арчи Гудвин» (Фредерик Веплер), «Бедный, бедный Павел» (Доктор Роджерсон), «Бандитский Петербург» (Либман), «Улицы разбитых фонарей» (Стукач Степаныч), «Спецотдел» (Доре), «Три цвета любви» (Прохоров), «Сестры» (Гоша), «Брежнев» (Горбачев) и другим.
Одна из ярких ролей актера - профессор Зверев в молодежной комедии «Тронутые». Как признается сам актер: «От работы в проекте я получил особенное удовлетворение. Во-первых, роль интересная: декан абсолютно живой человек, что принципиально важно. Он не номинальная функция, а личность со всеми своими плюсами и минусами, сложностями, противоречиями. С одной стороны, мой герой фигура сильная. Он декан факультета, руководитель и, в силу своего служебного положения, не может быть иным. С другой стороны, как личность он слабый, временами нелепый, с массой комплексов. Этот образ узнаваем. У него своя судьба и здесь есть, что играть.К тому же, «Тронутые» - это молодежный сериал, чего у нас мало. Конфликт поколений вечная тема, когда не возникает некой «сцепки» между людьми разных возрастов и мировоззрений. Эта тема мне близка, потому что у меня есть сын примерно такого же возраста как и герои сериала и я чувствую, сколько требуется внутренних затрат, чтобы найти с ним взаимопонимание. Нынешнее поколение очень резко рвануло вперед. И эта тема тоже находит свое развитие в фильме».
Лауреат премии «За лучшую мужскую роль второго плана» на фестивале «Театр без границ» в Магнитогорске (1999, за роль в спектакле «Касатка»)
Лауреат приза зрительских симпатий Петербургского общества «Театрал» (1999, за роль в спектакле «Касатка»)
Дипломант Международного театрального фестиваля в г. Тольятти «С Россией в XXI век» (2000, за роль в спектакле «Касатка»)
Лауреат премии Межрегионального фестиваля «Рождественский парад» (2001, за роль в спектакле «Я должен убрать президента»)
Лауреат премии благотворительного общественного фонда содействия театру и телевидению «Маски» им. И.М. Смоктуновского на Московском международном телевизионно-театральном фестивале «Молодость века» (2002, за роль в спектакле «Жаворонок»)
Лауреат 1-й премии на Фестивале моноспектаклей «Монокль» в Петербурге (2003, за роль в спектакле «История села Горюхина»)
Лауреат 2-й премии на Фестивале моноспектаклей «Монокль» в Петербурге (2005, за роль в спектакле «Авдей Флюгарин»)
Лауреат Гран При фестиваля моноспектаклей «Вiдлуния» в Киеве (2006, за роль в спектакле «История села Горюхина»)
Лауреат премии «Золотой софит» в номинации «Лучшая мужская роль в драматическом театре» (2005-2006, за роль в спектакле «Шутники»).
1993 Ключ
1994 Тихие страницы
1997 Сеньора – сериал
1998-2003 Улицы разбитых фонарей – сериал
1999 Агент национальной безопасности – сериал
1999 Хрусталев, машину
1999 Трофим
2000 Бандитский Петербург – сериал
2001 Ниро Вульф и Арчи Гудвин. Летающий пистолет
2002 Рождественская мистерия
2002 Красный стрептоцид
2002 Бедный, бедный Павел
2003 Спецотдел – сериал
2003 Игра в стиле модерн
2003 Дурная привычка
2004 Три цвета любви – сериал
2004 SOS
2004 Лесная царевна
2004 Сестры – сериал
2004 Линии судьбы – сериал
2004 Женский роман – сериал
2005 Большая прогулка – сериал
2005 Морские дьяволы – сериал
2005 Тронутые – сериал
2005 Лабиринты разума – сериал
2005 Господа присяжные – сериал
2005 Экстренное торможение
2005 Брежнев
2005 Нелегал
2005 Гадкие лебеди
2006 Двойная фамилия
2006 Травести
2006 Фаворит – сериал
2006 Столыпин – сериал
2006 Полторы комнаты и окрестности – сериал
2006 Пером и шпагой – сериал
2006 Группа Z – сериал
2006 Ночь на тринадцатое – сериал
2006 Перстень наследника династии – сериал
2007 Кто был Шекспиром – сериал
2007 1814 ("Лицей")
2007 Казнить нельзя. Помиловать
2008 Предприниматель
2008 Обитаемый остров: Фильм первый