Популярные личности

Сергей Афанасьев

Видный советский государственный деятель, первый министр Министерства Общего машиностроения СССР (МОМ).
На фото Сергей Афанасьев
Категория:
Дата рождения:
1918-08-30
Место рождения:
Клин, Московская область, Россия
Дата смерти:
2001-05-13
Место смерти:
Москва, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

С 1983 по 1987 гг. С.А. Афанасьев возглавлял Министерство тяжелого и транспортного машиностроения, а с 1988 г. работал консультантом в Министерстве обороны СССР.
До последних дней жизни он был главным научным консультантом РКК “Энергия” им. С.П.Королева.


Сергей Александрович Афанасьев родился в г. Клин Московской области, окончил с отличием МВТУ им. Баумана, работал мастером и конструктором на артиллерийском заводе в подмосковном городе Калининграде.

Во время Второй Мировой войны, после эвакуации оказался в Перми на Мотовилихинском артиллерийском заводе, где проработал всю войну, последовательно пройдя ступени мастера, технолога, конструктора, начальника цеха, заместителя главного механика завода.

В 1946 г. приказом министра вооружения был переведен в Главное техническое управление, а в 1955 г. возглавил его.

В 1957 г. был назначен заместителем председателя Ленинградского совнархоза по оборонной промышленности. С 1958 г. возглавлял Ленинградский, а с 1961 по 1965 г. — Всероссийский совнархоз, став заместителем председателя Совета Министров РСФСР.

В 1965 г., когда было образовано министерство общего машиностроения, Афанасьев был назначен первым в мире “космическим” министром. Ему пришлось организовывать работу “с нуля”, объединяя под единым началом многие научно-исследовательские институты и конструкторские бюро (КБ), работающие над созданием ракетно-космической техники.

Под руководством Сергея Александровича Афанасьева была решена ключевая государственная задача – был достигнут паритет ракетно-ядерных сил в мире. Еще в 1965 г. соотношение в этой области выглядело как десять к одному в пользу США. Министерство общего машиностроения сумело в короткие сроки внедрить последние разработки КБ и наладить производство по созданию лучших образцов межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет для подводных лодок (БРПЛ). На боевое дежурство в шахтных и иных пусковых устройствах встали около 1400 МБР и 1000 БРПЛ.

При этом все приводные рычаги этого необъятного хозяйства были в МОМе. Афанасьев как-то признался, что мысль о возможном сбое или технических неполадках, которые могли бы привести к взрыву ракеты в шахте или непредвиденному запуску, беспокоила его на протяжении всей карьеры.

МОМ Афанасьева также обеспечивало создание орбитальных станций, в том числе станции Мир. Под его руководством находились КБ таких выдающихся конструкторов, как Бармин, Глушко, Семёнов. Он также работал с Сергеем Королёвым.

В конце 1960-х – начале 1970-х годов развернулась упорная борьба по вопросу выбора типа боевых ракет и пусковых шахт, которые должны были обеспечить превосходство над Соединёнными Штатами. Главными действующими лицами в этой истории были известные конструкторы В.Н. Челомей и М.К. Янгель, а втянутыми в нее оказались и министерство обороны, и отделы ЦК КПСС. Афанасьев в итоге поддержал Челомея. И в этом, и в ряде других случаях позиция министра не совпала с позицией Министра обороны СССР Устинова. Подобные межведомственные трения часто затрудняли работу.

Важность ракетно-космической отрасли позволяла Сергею Афанасьеву при решении сложных вопросов выходить непосредственно не только на членов Политбюро, но и на лидеров страны, в том числе на Брежнева, Андропова, Черненко и Горбачёва.

Будучи депутатом Верховного Совета СССР от Свердловской области, Афанасьев был близко знаком с первым секретарем обкома Ельциным, они часто вместе посещали предприятия отрасли в области.

Афанасьев был одним из немногих, кто осмелился ослушаться Берию. На совещании в Кремле в 1950-х годах Берия поставил задачу наладить выпуск военных ракет на одном из заводах на юге страны в рекордно сжатые сроки — за несколько месяцев. Сергей Афанасьев, в то время молодой инженер, сказал, что это нереальная задача и потребовал больше времени. После совещания лишь один из присутствующих заступился за упрямого инженера, и пояснил, что если Афанасьева уберут, начало производство затянется больше чем на год, так как реальной замены ему нет.

С 1983 по 1987 гг. С.А. Афанасьев возглавлял Министерство тяжелого и транспортного машиностроения, а с 1988 г. работал консультантом в Министерстве обороны СССР.

До последних дней жизни он был главным научным консультантом РКК “Энергия” им. С.П.Королева.

Сергей Александрович — дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и двух Государственных премий, кавалер семи орденов Ленина.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.



Поделиться: