Челибидаке зачастую отказывался выпускать свои выступления на продажу, утверждая, что слушатель не сможет получить 'трансцендентный опыт' вне зала. Музыкальная карьера Челибидаке охватывает более пяти десятилетий. Он заработал международное признание за знаменитые интерпретации классической музыки и был главным дирижером Мюнхенской филармонии, оркестра Берлинской филармонии и нескольких европейских оркестров.
Серджу Челибидаке появился на свет 28 июня (по юлианскому календарю) 1912-го, в небольшом городе на северо-востоке Румынии (Romania), где его отец был правительственным чиновником. Серджу начал учиться играть на фортепиано в годы юности. Получив традиционное обучение, он был направлен отцом в Бухарест (Bucharest), а затем в Париж (Paris), где познавал музыку, философию и математику.
Отец ожидал, что сын пойдет вверх по политической лестнице в Румынии, но вместо этого его отпрыск поступил в Берлинскую музыкальную школу (Hochschule für Musik) в 1936-м, где изучал композиторское искусство у Хайнца Тиссена (Heinz Thiessen), а затем дирижерское – у Курта Томаса (Kurt Thomas), Вальтера Гмайндла и Фрица Штайна.
Докторантура
продолжилась в берлинском Университете Фридриха Вильгельма (Friedrich Wilhelm University), где Челибидаке изучал философию у Николая Гартмана (Nicolai Hartmann) и Эдуарда Шпрангера (Eduard Spranger) и музыковедение у Арнольда Шеринга (Arnold Schering) и Георга Шюнемана (Georg Schünemann). Диссертационная работа Серджу была посвящена франко-фламандскому композитору Жоскену Депре (Josquin des Prez) и работам последнего в эпоху Возрождения.
Ученую степень Челибидаке получил в 1944-м. Еще проживая в Берлине, он познакомился с дзен-буддизмом, который практиковал его учитель Мартин Штайнке, и всю оставшуюся жизнь буддийские принципы оказывали воздействие на мировоззрение и работу композитора.
В 1945-1952 гг. Челибидаке ост
вался главным дирижером Берлинского филармонического оркестра. Позже он работал с оркестрами, выступавшими на радио в Стокгольме (Stockholm), Штутгарте (Stuttgart) и Париже. В конце 1940-х и 1950-х гг. Серджу трудился в Британии (Britain), отчасти благодаря промоушену со стороны пианистки Эйлин Джойс (Eileen Joyce) и ее партнера, который был агентом артистов. Джойс заявила, что Челибидаке был самым великим дирижером из числа тех, с которыми ей довелось сотрудничать, и что ему одному удалось затронуть ее до глубины души.
В 1970-м Челибидаке удостоился международной Премии Леони Соннинг в области академической музыки, присуждаемой в Дании (Denmark). С 1979-го вплоть до самой своей смерти Серджу оставался музыкальным директором
юнхенской филармонии. Он на постоянной основе преподавал в Майнцском университете (Mainz University). В 1984-м Челибидаке читал лекции в Кёртисовском институте в Филадельфии, штат Пенсильвания (Curtis Institute; Philadelphia, Pennsylvania).
Всю свою жизнь Челибидаке стремился обучать других. Его курсы зачастую могли посещать бесплатно все желающие. Известности среди его студентов добились Франсуа Бернье (François Bernier), Питер Перретт, Конрад фон Абель, Том Целле, Марканд Такар (Markand Thakar) и другие.
Челибидаке появился в фильме 'Botschafter der Musik', где он дирижирует оркестром Берлинской филармонии во время исполнения увертюры 'Эгмонт' ('Egmont') Людвига ван Бетховена (Ludwig van Beethoven).
Работая с М
юнхенским филармоническим оркестром, Серджу оказался вовлечен в затяжную юридическую битву, нацеленную на то, чтобы выдворить главного тромбониста оркестра Эбби Конант. Сражение продлилось двенадцать лет, и победу одержала Конант. Судья Анджела Мэк постановила, что город Мюнхен в лице оркестра нарушил права о равном обращении и равных возможностях для работников мужчин и женщин. Подробное описание произошедшего и сексистское поведение Челибидаке представлено в интернет-статье, опубликованной Уильямом Осборном, супругом Конант.
В 1965-м Серджу женился на Йоанне Прокопие Димитреску. У пары родился один сын, Сергей Йоан Челибидаке (19 июня 1968-го). Композитор умер на 85 году жизни, 14 августа 1996-го, в Ля-Нёвиль-сюр-Эссон, окру
Питивье (La Neuville-sur-Essonne, Pithiviers), близ Парижа.
Челибидаке говорил, что выступает против записи и последующей продажи его концертов. Он рассматривал записи лишь как побочные продукты своих выступлений с оркестрами. И всё-таки практически вся его концертная деятельность была записана и выпущена крупными лейблами после его кончины. Компании 'EMI' и 'Deutsche Grammophon' получили согласие на издание от родственников Челибидаке.
При жизни Серджу огромное внимание уделял репетициям каждого своего концерта, стремясь создать идеальные условия для создания того, что сам он называл 'трансцендентным опытом'. Особое влияние на дирижера оказала буддистская концепция 'ити-го ити-э' ('ichi-go ichi-e'), которая предполагает
совершенный баланс осознанной подготовленности и излития спонтанности.
Его уникальные концерты зачастую будоражили и волновали публику, попросту 'меняли мировоззрение', и одним из ярких тому подтверждений стало выступление Челибидаке в 1984-м, в Карнеги-холл (Carnegie Hall). Нью-йоркский критик Джон Рокуэлл (John Rockwell) назвал это выступление лучшим за четверть века концертной деятельности Челибидаке.
Серджу был хорошо известен за свои высокие требования к репетициям и сам процесс проведения его репетиционных сессий. Дирижер использовал на своих концертах более медленный темп, если сравнивать с тем, что принято считать нормой. Одновременно с этим во время исполнения быстрых пассажей скорость зачастую превышала ожидаемое