Легенды об искусстве восточных оружейников слагались на протяжении тысячелетий. Среди списка знаменитых исторических клинков достойное место занимают творения японских мастеров, а особую славу занимают мечи Мурамасы.
Сэнго (Сэндзи) Мурамаса – это имя кузнеца и оружейника, проживавшего в Японии в XV веке. Есть основание считать, что это имя носили, по меньшей мере, трое представителей его семейной династии, просуществовавшей не менее полувека. Мурамаса стал основателем оружейной школы в провинции Исэ, носящей его имя, и просуществовавшей более века. Исторических фактов о жизни великого оружейника сохранилось немного, и они тесно переплетены с легендами, сложенными о его мечах.
Предположительно Сэнго Мурамаса обучался искусству ковать оружие у киотского мастера Хэйандзе Нагаеси. Авторские секреты, связанные с особым температурным режимом при ковке клинка, придавали сделанным им мечам необыкновенную остроту и крепость. Такое оружие узнавали не только по подписи мастера, но и по необыкновенным переливам на нем. Считалось, что против этих мечей бессильны любые доспехи, и обладание ими было великой честью и знаком доблести. Достоверным является тот факт, что мечи легендарного мастера явились причиной смерти нескольких представителей семейства сегуна Токугава. В 1535 году мечом Мурамаса был разрублен пополам Киоасу, дед сегуна, в 1545 году от такого меча погиб его отец Мацудаира Хиротада. Сам Иэясу Токугава тяжело поранил себя собственным мечом, на клинке которого была подпись легендарного мастера, а его сын, Нобуясу, при совершении сэппуку использовал катану, сделанную Мурамасой.
С тех пор эти клинки стали считаться роковыми, и Иэясу законодательно запретил всем самураям владеть этим оружием (хотя, по некоторым данным, охотно забирал себе конфискованные у своих подданных мечи). Примеру сегуна последовали и другие властители, большая часть знаменитых клинков была уничтожена, а нарушителям запрета грозила смертная казнь. Однако известность этих мечей была настолько велика, что их владельцы, не желая расставаться с ними, уничтожали подпись мастера, перековывали клинки до неузнаваемости, а иногда надеялись на счастливый случай, который поможет им сохранить легендарное оружие и собственную жизнь.
В преданиях Мурамасу иногда называют учеником другого великого японского оружейника, Масамунэ (игнорируя тот факт, что Масамунэ жил двумя веками раньше). Различие между клинками двух знаменитых мастеров передает легенда, согласно которой оба они опустили свои мечи в реку. Стебли росшего в ней лотоса огибали лезвие клинка Масамунэ и разлетались на части при соприкосновении с клинком Мурамасы. Это означало, что мечи Масамунэ предназначены для хладнокровных и рассудительных воителей, которые не вынимают их из ножен по пустякам, а мечи Мурамасы способны спровоцировать их владельца на кровопролитие по самой ничтожной причине. Утверждали, что если такой меч вынуть из ножен, то он не вернется назад, пока не прольет чью-либо кровь, хотя бы даже своего владельца, и что Мурамаса умел заключать в выкованный им клинок души погибших воинов, которые не утолили свою жажду крови.
В настоящее время оружие Мурамасы является национальным достоянием Японии. Документально подтверждена подлинность всего лишь нескольких мечей, которые приписываются великому мастеру, и все они находятся в музейных и частных коллекциях. Однако легенды вокруг этого имени продолжают вызывать большой интерес, предания продолжают вдохновлять не только любителей оружия, но и людей искусства. Великий оружейник стал героем многих литературных произведений, а также популярным персонажем аниме и компьютерных игр.