Знаменитый итальянский певец-кастрат (контральто), которого сегодня помнят по его долгому сотрудничеству с композитором Георгом Фридрихом Генделем (George Frideric Handel).
Сенезино (Senesino) был сыном парикмахера из Сиены (Siena) — итальянского города в Тоскане (Toscana). Как полагают, именно от названия города и произошел его сценический псевдоним. В 1695 году, когда мальчику было 9 лет, он присоединился к церковному хору, но кастрировали его уже в сравнительно позднем возрасте — в 13 лет. Его дебют состоялся в Венеции в 1707 году, и в течение всего следующего десятилетия Франческо завоевывал европейское признание, и к 1717-му году, когда он пел в опере Антонио Лотти (Antonio Lotti) 'Giove in Argo' в Дрездене (Dresden), репутация Сенезино как певца уже была соразмерна его огромным гонорарам.
Но, как случалось со многими кастратами, отзывы об актерской игре Сенезино были не всегда положительными. Граф Франческо Замбеккари (Francesco Zambeccari) так писал о выступлении Сенезино в Неаполе в 1715 году: 'Сенезино продолжает вести себя на сцене совершенно ужасно; он стоит, как статуя, а когда необходимо жестикулировать, совершает движения, противоположные тем, которые должен бы делать'. Что касается вокальных данных, то они ни у кого не вызывали нареканий, и в его таланте, как певца, никто не сомневался. В Дрездене, в 1719 году Сенезино услышал композитор Иоганн Кванц (Johann Quantz), и вот как он описал свои впечатления: 'У Сенезино сильный, чистый и приятный контральто, с безупречной модуляцией. Его манера пения — совершенна, а дикция просто непревзойденная. Он очень пламенно исполнял аллегро, членораздельно и в приятной манере; сохранял самообладание на сцене, и все его действия были естественны, но его внешний вид и поведение скорее подходили для героя, чем для любовника'.
После горячих споров с придворным композитором Йоганом Хайнихеном (Johann Heinichen), с которым Сенезино не сошелся во взглядах, певца уволили, и вскоре в Королевской Академии музыки Георг Гендель объявил Сенезино ведущим певцом. Его первое выступление в этом качестве состоялось 28 декабря 1720 года, а суммы его гонораров по тем временам были огромны и колебались от 2 до 3 тысяч гиней. В течение следующих шестнадцати лет Сенезино жил и выступал в Лондоне; за это время он успел подружиться со многими высокопоставленными особами и поработать со многими известными музыкантами. Став другом 1-го Герцога Чандос (1st Duke of Chandos) и пейзажиста Уильяма Кента (William Kent), Сенезино собрал прекрасную коллекцию картин и редких книг, внушительную коллекцию инструментов, используемых в науке и множество других сокровищ, включая великолепный набор столового серебра, изготовленный знаменитым мастером Полем де Ламери (Paul de Lamerie).
Хотя в репертуаре Сенезино было 17 главных ролей в операх Генделя, его отношения с композитором были весьма бурными. 'Насколько один из них был упрям, настолько другой — взбалмошным' - писал современный историк Мэйнуоринг (Mainwaring). В 1728 году распалась Королевская Академия музыки, и Сенезино прекратил сотрудничество с Генделем, после чего пел в Париже, а годом позже выступал в Венеции, но в 1730 году Франческо вновь работал с Генделем и пел главные партии в его новых четырех операх: 'Esther', 'Deborah', и исполняемой на двух языках 'Acis and Galateа'. Однако отношения между композитором и певцом от этого теплее не стали, и антипатия к Генделю у Сенезино нарастала с каждым днем и в конечном счете достигла своего апогея. Поэтому в 1733 году он присоединился к основанной аристократами группе 'Opera of the Nobility'. Именно в это время судьба свела Сенезино со знаменитым кастратом-сопрано Фаринелли (Farinelli), а их встреча на одной сцене привела к известному инциденту, о котором писал музыкальный историк Чарльз Берни (Charles Burney): 'Сенезино играл разъяренного тирана, а Фаринелли изображал неудачливого героя, закованного в цепи. Но своей арией пленник настолько смягчил сердце тирана, что Сенезино, совершенно позабыв о своем персонаже, подбежал к Фаринелли и сжал его в своих объятиях'.
В 1736 году Сенезино покинул Англию (England) и некоторое время работал в Италии (Italy): он пел во Флоренции (Florence) с 1737 по 1939 гг., а затем, вплоть до 1740-го — в Неаполе (Naples). К этому моменту его стиль пения расценивался обществом как старомодный, поэтому, оставив сцену, Сенезино перебрался в Сиену - город, где родился, построив великолепный особняк, обустроив его в английском стиле. Он наслаждался чаем, держал темнокожего слугу, обезьяну и попугая. Будучи весьма эксцентричным и чудаковатым, Сенезино в последние годы жизни очень страдал от перебранок с членами своей семьи — в частности, от споров со своим племянником и наследником Джузеппе (Giuseppe).
27 ноября 1758 года Франческо Бернарди, которого все знали как Сенезино, скончался в своем особняке.