Популярные личности

Семен Шаховской

Духовный писатель
Категория:
Гражданство:
Россия
Биография

Биография

Шаховской (Семен Иванович, князь) - духовный писатель. Состоял на царской службе то в звании воеводы, то в других должностях, с 1614 по 1646 гг.


Шаховской (Семен Иванович, князь) - духовный писатель. Состоял на царской службе то в звании воеводы, то в других должностях, с 1614 по 1646 гг. Главный отдел сочинений Ш. составляют послания и между ними, прежде всего, обращают на себя внимание те, которые отчасти знакомят нас с судьбой самого авто

ра. В послании к другу, неизвестному по имени, Ш. выражает свою скорбь, что отлучен от церкви, лишен лицезрения царского, заключен в темницу и благодарит друга за его утешительные письма. В другом послании он благодарит друга за посещение его в темнице и обещание ежедневно помогать ему в его скорбях

. В послании к патриарху Филарету Никитичу Ш. сам указывает свою вину, говоря, что, по смерти трех своих жен, он, будучи еще юным, вступил в четвертый брак с девицей, жил с ней два года и имел от нее детей, а теперь лишен супружества и детей. Сознавая свое беззаконие, Ш. просил у патриарха помилован

ия и уврачевания, чтобы от уныния не впасть в отчаяние. В послании к архиепископу сибирскому и тобольскому Киприану Ш. просил его ходатайствовать перед патриархом о дозволении ему, Ш., жить со своей четвертой женой, выражаясь, что страждет уже третий год. Кроме четвертого брака, Ш. обвинялся еще в к

аком-то государственном преступлении. Можно думать, что в 1625 г. Ш. был помилован и даже пользовался некоторой благосклонностью патриарха; последний поручил ему составить благодарственное послание персидскому шаху Аббасу за присланную им святыню - ризу Господню. В своих посланиях Ш. касался то исти

н веры, то правил церкви, то ее обрядов и богослужебных книг. Таковы послания: а) к некоему любомудрецу, бессмысленно говорившему, что Господь наш Иисус Христос, вместо человеческой души, принял Духа Святого; б) к князю Ивану Хворостинину , препиравшемуся о VI Вселенском соборе, будто он не обретает

ся в книге священных правил; в) к некоим препиравшимся о браках и говорившим, что брак крепок, каким бы образом ни сочетался, и законен, если даже вступают в брак без соизволения родителей, самовластием жениха или невесты, и т. п.; г) к вопросившему о четвертом браке, каким законоположением святых о

тцов он воспрещается; д) к некоему другу, вопросившему, от чего повелось инокам не есть мяса; е) к митрополиту крутицкому Киприану; ж) к боярину, князю Ивану Борисовичу Черкасскому и з) к старцу Варлааму, бывшему архимандриту суздальского Богоявленского монастыря. В трех последних посланиях автор ре

шал недоумения, считать ли те или другие места во вновь напечатанных книгах описками или подлинными словами текста, и высказывал желание, чтобы при печатании книг "прилежно проницали в книги и благолепно исправляли ошибки, сделанные в простоте неведения". К сочинениям Ш. с характером историческим от

носятся: а) слово о пожаре московском (бывшем 3 мая 1626 г.); б) повесть преславная о принесении ризы Господней в царствующий город Москву; в) повесть о убиении царевича Димитрия ; г.) повесть о некоем мнисе, како послася от Бога на царя Бориса во отмщение крове праведного царевича Димитрия; д) сло

во похвальное трем московским святителям: Петру, Алексию и Ионе и е) слово похвальное Христа ради юродивым Прокопию и Иоанну, устюжским чудотворцам. Третий и последний отдел сочинений Ш. - составленные им церковные службы, молитвы и песнопения. Известна еще "Копия со списка князя Семена Ш. записки"



Поделиться: