Выпускник Саратовской консерватории по классу альта Семен Могилевский и сам бы мог стать выдающимся музыкантом, да судьба распорядилась иначе. Свою "тему" он теперь исполняет не на сцене, а за кулисами, организовывая выступления других.
За два неполных года в Израиле им было проведено столько концертов, что другим - и не снилось: гастроли фестиваля "Песня года", творческий вечер Игоря Крутого, концерты Филиппа Киркорова и "Виртуозов Москвы".
В просторном кабинете тель-авивского офиса на набережной все стены увешаны афишами и фотографиями с дарственными надписями: "Это были самые феерические мои гастроли в Израиле" (это написал Филипп Киркоров, выступавший в нашей стране 12 раз), "Это - финал конца и начало нашего творчества с тобой" (Николай Басков), "С благодарностью за то, что Израиль стал моим вторым домом" (Максим Галкин)...
В настоящее время команда Могилевского совместно с Фондом Михаила Черного готовят грандиозный проект -7 и 13 октября, в рамках Первого Иерусалимского саммита, пройдет акция "Музыканты против террора" с участием Владимира Спивакова и одной из величайших звезд мировой оперной сцены Джесси Норман, которая будет петь в сопровождении национального филармонического оркестра России.
- Вы добились успеха в России, у вас прекрасно шли дела в Америке, а вы приехали в Израиль. Почему?
- Все началось с разговора с Игорем Крутым в его доме в Америке. Он предложил мне устроить его творческий вечер в Израиле. Мне стало любопытно приехать в новую страну, никого здесь не зная. Приехал. Встретился с одним, вторым, третьим. Познакомился с Мариной Рузиной - она тогда продавала билеты на концерты, спектакли, экскурсии, но по своей природе она – прирожденный импрессарио и за пять минут делает то, на что кому-то нужно три дня. Я могу об этом судить, рядом со мной выросло очень много талантливых и успешных импресарио, которые сейчас работают по всему миру. В Германии - Миша Фридман и Дима Закон, в Москве - Оля Кузнецова и Володя Зубицкий... Кстати, Зубицкий организовывал концерт Пола Маккартни на Красной площади. Марина помогла мне устроить концерты Игоря во Дворце спорта.
С этого все и закрутилось. Когда прошли концерты Крутого - появилось огромное количество друзей, профессиональных связей... жалко было это все бросать.
А в Америке мне скучно, хотя там уже десять лет живет моя семья, мой сын - абсолютный американец, удачливый бизнесмен. В 27 лет он уже имеет собственную компьютерную фирму. А я люблю Израиль и чувствую здесь себя хорошо, даже несмотря на жару и хамсины.
- Кем вы сами себя считаете?
- "Уборщицей при памятниках". Памятники - это великие на сцене, а я - уборщица при них. Это, конечно, ирония. Если говорить серьезно, то я - организатор зрелищ. Можно сказать на западный манер: импрессарио, антрепренер...
- Как вы уживаетесь на одном рынке с конкурентами? Вы ведь, "увели" артистов у других фирм, которые здесь существуют давно…
- Вы знаете, забрать артиста на самом деле невозможно. Артист к кому хочет - к тому едет.
- А вы кому-то мешаете?
- Не знаю. Это надо у них спросить. Думаю, что да. Но я рад, что мешаю. Вот до тех пор, пока я буду всем мешать, я буду чувствовать, что все делаю правильно. Когда перестану - тогда пора будет на пенсию уходить.
- Вам не обидно, что вы всегда - в тени ваших "клиентов"?
- Кто ж виноват, что природа не одарила таким талантом, как их? К примеру, я не умею играть на скрипке, как Спиваков. На самом деле, я считаю, что профессия импресарио не менее творческая.
- А, кстати, на продюсеров учат в вузах? Продюсерами становятся, или рождаются?
- Учат, но научить этому невозможно. Можно "насобачиться" всяким формальным трюкам: подписывать контракт, давать рекламу в газеты и на радио, встречать и провожать артиста. Это - трафарет, по которому действуют многие. Но есть люди, которым так работать скучно, и тогда они придумывают что-то свое: например, сажают оркестры в фойе театра, или организуют концерты на площадках, где до этого никто не выступал…
Гастроли артиста организовать тяжело, но еще тяжелее из гастролей сделать праздник - и для артиста, и для зрителей, и это - задача импрессарио.
Бывает, что гастроли великого артиста проходят как-то незаметно, и при полупустых залах - в этом виноват продюсер. Но если гастроли не самого "звездного" проходят "на ура" - их "делал" профи. В этом и есть профессионализм.
- Обычно продюсер выполняет прихоти звезд. Но я слышала совершенно фантастическую историю о том, что вы ставили свои условия артистам, и они беспрекословно вам подчинялись. Например, тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова и ее труппа "Все звезды" покинули "Союзцирк", чтобы работать с вами. Так оно и было на самом деле?
- Все точно. Мне позвонили Володя Панченко, бывший в то время директором Госконцерта, и Володя Крайнев, муж Тарасовой, и пригласили работать директором у Татьяны. Я в то время был директором отдела массовых представлений при Союзе театральных деятелей России, и в те дни решался вопрос о моем назначении гендиректором Росконцерта, уже была назначена дата итогового собрания. Но буквально за несколько дней до этого я задумался: "Жизнь идет вперед. Никакого будущего у Рос-, Гос-, Союзконцерта нет. Зачем мне туда идти, если эта организация умрет?!".
- Поэтому, вместо того, чтобы идти на собрание, вы встретились с Тарасовой?
- Она прилетела на встречу со мной из Австралии, где была на гастролях от "Союзгосцирка". И они втроем - Тарасова, Крайнев и Панченко, начали психологическую атаку. Я согласился, но поставил условие: "Если вы с труппой уйдете из Союзгосцирка!" И она, и ее артисты неожиданно согласились. Так меня "сосватали", и 12 лет я проработал директором ледового театра "Все звезды". Ни до нас, ни после нас никто не заливал сцену льдом и не ставил балетные спектакли на театральной сцене. Мы работали "Спящую красавицу" - полный трехактный балет, "Золушку" Прокофьева... С нами работали звезды фигурного катания - Торвилл и Дин, Овчинников, Бестемьянова, Букин, Бобрин, Першина, Пестова, Акбаров, Воложинская, Свинин. Мы объездили 37 стран.
- Нет-нет. Мы с Таней Тарасовой и Володей Крайневым самые близкие друзья. Но старели артисты, и надо было набирать новую труппу. Началась эпоха новых финансовых взаимоотношений, фигуристов стали приглашать западные шоумены…За каждого фигуриста приходилось сражаться, платить ему бешеные деньги... Тогда мы злились. А на самом деле так должно быть. Если мы хотим интегрироваться в этот мир, то мы должны ему соответствовать.
- О капризах некоторых артистов ходят легенды… Как вы терпите их замашки?
- А нет артистов с легкими характерами. Не существует в природе. Если личность незаурядная…
Сейчас мы готовим проект, может быть, один из самых важных за всю мою жизнь. В октябре должна состояться акция"Музыканты против террора", с участием Владимира Спивакова и Джесси Норман. Мы ждем признанную, великую Джесси Норман, первое меццо-сопрано мира, которая будет петь в сопровождении Национального филармонического оркестра России. Так вот, русские артисты эстрады, считающиеся капризными, кажутся по сравнению с ней детсадовцами. Среди ее условий – гостиничный номер, в каждой комнате которого должен стоять увлажнитель воздуха на определенной температуре. Во всем помещении оперного театра, на всех этажах, должно быть запрещено курение. Кондиционер должен работать во всем театре, кроме ее грим-уборной. Зеркала должны быть от пола до потолка... Я уж не говорю про питание, про то, что она не хочет встречаться с журналистами, про то, как она будет выходить на сцену - кого на сцене не должно быть, а кому - разрешается... Это тихий ужас. Но хотите мое мнение? На самом деле, большая часть "капризов" – это часть ее рекламной компании. Для людей, которые, возможно, ее никогда не слышали - это самое интересное про Джесси Норман. Об этом пишут все газеты в мире, и когда она приедет в Израиль, об этом тоже будут судачить.
- Ее требования – это приказ, подлежащий обязательному исполнению?
- Если ты с чем-то не согласен, то не подписываешь контракт. А если подписал, то чего обсуждать? Ты, конечно, во время переговоров можешь сказать, что чего-то выполнить не сможешь. Все живые люди. Но часть требований, касающиеся работы, необходимо соблюдать, потому что это позволяет ей работать с максимальным качеством. А какой импресарио не хочет получить по максимуму?
- А что представляли из себя "капризы "Киркорова?
- Да он тоже требует только то, что, как ему кажется, помогает работать с максимальной самоотдачей. На мой взгляд, он очень талантливый человек, во всем, за чтобы не брался. И все, что бы он ни делал, является частью его иммиджа.
- Про вас можно сказать, что вы любите деньги?
- Один мудрец сказал, что деньги нужны человеку для того, чтобы о них не думать. Потому что человек, у которого нет денег, каждый день думает, где их достать. Это очень мешает жить. Поэтому деньги - штука хорошая. Если ты хочешь заниматься творчеством и хочешь, чтобы твоя голова была свободна от бытовых проблем, ты должен их зарабатывать.
- Обстановка в стране влияет на ваш бизнес?
- Наш бизнес повышенного риска. На него влияет вообще все – и политическая, и экономическая ситуация. Для обычного человека поход на концерт не является жизненной необходимостью. Только влюбленные в искусство, в музыку, в театр люди могут пожертвовать куском колбасы, чтобы послушать "Виртуозов Москвы". Да, такие люди есть, к счастью, и в Израиле их много - к моему большому восхищению.
- Как вы отдыхаете? Рестораны, кантри, пляжи?
- Я - абсолютный трудоголик. Я отдыхаю, только работая. Смена деятельности - это тоже отдых. Я абсолютно не кокетничаю. Простой пример: наш офис находится на берегу моря. Я вижу из окна, как купаются нормальные люди. Но я за два года в Израиле был на пляже два раза.
- А с артистами на море не бываете?
- Артисты живут в гостиницах на набережной Тель-Авива. У них своя жизнь. Они купаются и загорают, в то время как мы для них работаем. Мы приезжаем за ними перед концертом. После – вместе ужинаем, отвозим их обратно. Они могут спать до 12, а мы в 9 утра уже на работе, как обычно.
- Ваша семья в Америке, вы - здесь. Как удается жить на две страны?
- Очень тяжело. Но я всю жизнь на колесах. Сначала ездил с театром - например, в Англии мы отработали шесть сезонов! Шесть лет подряд мы уезжали из дома в ноябре и возвращались в июне. Иногда удавалось вырваться домой на два-три дня, а иногда и нет.
- Где вы познакомились с вашей женой?
- В Иркутске. И мы с ней вместе уже 28 лет.
- Серебряную свадьбу праздновали?
- Меня не было дома.
- Сколько времени вы пробыли вместе за эти годы?
- По-моему, лет пять.
- Потому у вас такая прочная семья и такие хорошие отношения. Для вас каждая встреча - это праздник, вас не успевает заесть быт … Когда вы встречаетесь, вы просто наслаждаетесь счастьем - быть вместе.
- Но это же не нормально! Вот Тарасова с Крайневым - пример. Они живут уже вместе двадцать с лишним лет: она - в Америке, он - в Германии. Он преподает в своей консерватории, она тренирует фигуристов. И вот где-нибудь в аэропорту или на отдыхе они пересекаются. Иначе они и не могут. Она не может оставить свою профессию, так же, как и он - свою. Но это - люди выдающиеся. Я не хочу себя сравнивать с ними. Хотя и я не могу жить без дела, которым занимаюсь. Так же и моя жена.
- Чем, кстати, она занимается?
- У нее медицинская клиника в Нью-Джерси. Она каждое утро появляется там раньше всех и позднее всех уходит вечером.
- Мы родились и выросли при тоталитарной системе, которая наложила отпечаток на всю нашу жизнь. Но вы как-то сумели приспособиться к новым условиям. Вы как были импресарио там, так и остаетесь импресарио здесь...
- Чем отличается та жизнь от этой жизни? Я был директором крупнейшей филармонии, проводил огромные концерты, в которые вкладывал столько же сил, здоровья и нервов, сколько и здесь и сейчас. Но раньше я это делал на государственные деньги, а теперь - на свои.
- Вы своей жизнью довольны?
- Как я могу быть недоволен своей жизнью, если у меня замечательный сын?! Это самое лучшее в моей жизни. Что же касается работы, то мне жизнь подарила столько замечательных встреч! Я проводил гастроли Рихтера по Сибири, работал с изумительными людьми в Лондоне и в Америке, знаю многих больших актеров и со многими из них дружу. Я очень дорожу дружбой с Володей Спиваковым, с Володей Крайневым, с Геной Хазановым… Мне все время говорят: "Тебе твое музыкальное образование мешает заниматься бизнесом" - потому, что вместо того, чтобы зарабатывать деньги, я занимаюсь творчеством. Я частенько трачу деньги на то, на что тратить не нужно. Тем не менее, я такой, какой я есть.