Популярные личности

Семен Лебедев

Летчик истребитель
На фото Семен Лебедев
Категория:
Дата рождения:
1919-12-05
Место рождения:
с. Плаховское, Карагандинская, Россия
Дата смерти:
1998-10-06
Место смерти:
п. Монино, Московская, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Майор С. А. Лебедев совершил 169 боевых вылетов, в 37 воздушных боях лично сбил 19 и в составе группы 2 самолёта противника. 23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.


Родился 5 Декабря 1919 года в селе Плаховское ( ныне - Захаровка ), Нуринского райна Карагандинской области, в семье крестьянина. Окончил 9 классов и школу фабрично - заводского ученичества. Работал столяром на заводе в городе Керчь. С 1937 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов. Служил на Дальнем Востоке в части, вооружённой самолетами И-15 бис.

Участник Великой Отечественной войны с 1943 года. После переучивания и переформирования в Новосибирске на Як-1 принимал участие в сражении на Кубани. Воевал на Северо - Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 1-м и 3-м Белорусских фронтах.

На 3-м Белорусском фронте его эскадрилья совершила 276 боевых вылетов, провела 13 групповых боёв, сбила 17 самолётов противника. 7 Июля 1944 года 6 истребителей под командованием Семёна Лебедева вступив в бой с 18 истребителями и 10 бомбардировщиками противника, сбили 6 самолётов.

К Августу 1944 года командир эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка ( 278-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт ) Майор С. А. Лебедев совершил 169 боевых вылетов, в 37 воздушных боях лично сбил 19 и в составе группы 2 самолёта противника. 23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего произвёл 220 успешных боевых вылетов на Як-7, Як-9 и Як-3, в воздушных боях сбил лично 22 и в группе с товарищами 2 самолёта противника. Среди лично сбитых им машин 13 бомбардировщиков - Ju-87, Ju-88, Hе-111... В самом конце войны на аэродроме столкнулся с другим истребителем, получил тяжелые травмы и был отстранён от лётной работы.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию. Кандидат военных наук, доцент. С 1975 года Полковник С. А. Лебедев - в запасе. Работал в Военно - Воздушной академии. Жил в посёлке Монино Московской области. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями. Умер в 1996 году.

* * *

Каждое утро через КПП входит на территорию Военно - Воздушной академии имени Ю. А. Гагарина Герой Советского Союза Полковник в отставке Семён Андрианович Лебедев. Не расстаётся с авиацией ветеран. Он давно уже не летает, но по - прежнему отдаёт ей все свои силы, опыт, знания и тепло души.

22 года Семён Андрианович обучал в академии лётчиков тактическому мастерству. Более 40 научных трудов по тактике вышло из - под его пера. Защитил кандидатскую диссертацию. К шести боевым орденам прибавилось ещё два - уже в послевоенные годы. Так Родина отметила боевой и трудовой путь своего верного сына.

Нет - нет да и вспомнит ветеран свою молодость...

С раннего детства Семён был влюблён в море, на берегу которого в городе Керчь проходили его детство и юность. Любовался голубым небом, в котором над морем кружили птицы. Однажды увидел он в небе необычную птицу, которой управлял человек. Больно и радостно защемило сердце. С тех пор любовь к небу стала ещё сильнее. Он читал всё о самолётах, что мог найти в книгах, газетах, журналах. Хотелось летать, и мысли о полётах завладели им навсегда.

Успешно закончив школу, он поступил работать на бочарный завод, где трудился его отец. Вступил в комсомол и пошёл учиться в Керченский аэроклуб. Уставший за день, но безмерно счастливый он возвращался домой, лелея заветную мечту о поступлении в лётное училище.

И вот он курсант Качинского лётного училища. Учился с желанием и настойчивостью. Полёты доставляли ему радость. В 1939 году, успешно окончив училище, был направлен служить на Дальний Восток. Здесь он вскоре стал опытным лётчиком, за что награждён знаком "Отличник РККА" и назначен командиром звена.

В Ноябре 1942 года Старший лейтенант Лебедев стал командиром эскадрильи. Было ему тогда только 24 года. Такую ответственную должность доверяли не каждому. На его кандидатуре остановились потому, что Лебедев обладал высоким лётным мастерством, хорошими организаторскими способностями. Ещё рядовым лётчиком он в полном объёме выполнял задания днём и ночью. Будучи командиром звена, быстро вывел свой коллектив в число передовых. В основу обучения подчинённых Лебедев положил лётно - тактическую подготовку и сам провёл с лётчиками около 100 учебных воздушных боёв.

Понятно, что с вступлением в должность командира эскадрильи забот у него прибавилось. Учил комэск подчинённых не только лётному и тактическому мастерству. Не меньше внимания уделял и воспитанию мужества, упорства и морально - психологической стойкости. И вот получен приказ о переводе в боевой полк.

Семён Андрианович Лебедев, командир 2-й эскадрильи 43-го авиаполка, пользовался большим авторитетом. Он был примером в небе и на земле. Аккуратный, рассудительный, требовательный к себе и подчинённым, он казался очень строгим. В действительности это был очень добрый, чуткий человек, но требовал от подчинённых дисциплины и порядка. Не только опыт лётной работы, но и хорошие организаторские способности помогли ему во фронтовой обстановке, когда он командовал эскадрильей.

В то время шли жаркие воздушные бои над Кубанью. 15 Апреля над аэродромом на высоте примерно 2000 метров появился Ме-110. Лейтенант А. В. Кочетов мгновенно поднялся в воздух и погнался за "Мессером". Поняв, что его преследует опытный лётчик, Ме-110 увеличил скорость и скрылся.

Следующим дежурил командир 2-й эскадрильи С. А. Лебедев. Уже вечерело, когда на большом удалении от аэродрома появился двухкилевой самолёт. "Очевидно, это тот Ме-110, которого отогнал Кочетов", - подумал Лебедев. Да и по радио начальник связи полка его наводил на "противника". Старший лейтенант Лебедев был хорошим стрелком, произвёл атаку и ... подбил свою "Пешку", возвращавшуюся из разведки. Хорошо, что лётчик Пе-2 сумел, к счастью, посадить повреждённую машину. Экипаж был невредим.

Все понимали, что эта неудача результат отсутствия боевого опыта. Очень скоро этот опыт пришёл.

На рассвете 17 Апреля 1943 года немецкие войска перешли в наступление против нашей группировки, закрепившейся на плацдарме в районе Мысхако. Она нуждалась в надёжном прикрытии с воздуха.

Во второй половине дня полк получил задачу на прикрытие войск в этом районе. В числе первых на боевое задание повёл шестёрку "Яков" Семён Лебедев. Вскоре лётчики увидели 6 вражеских истребителей и вступили с ними в бой. Получилось так, что схватка расчленилась на отдельные очаги и вёлась попарно. Командир с ведомым Николаем Бородиным атаковал головные самолёты врага.

Воздушный бой всегда таит в себе много неизвестного, а первый - особенно. Поначалу обоим лётчикам стало не по себе. Фюзеляж ведущего Ме-109 обвивала нарисованная тёмно - серая с жёлтым брюхом змея. Шутка ли, неожиданно оказаться перед матёрым немецким асом ! Надо было пересилить неприятное чувство, сохранить присутствие духа, мобилизовать свою волю и мастерство. Лебедев приказал ведомому: "Спокойно, атакуем !"

Наши истребители ринулись в сторону "Мессеров". В круговерти боя машины из горизонтальных маневров переходили в вертикальные и наоборот. С плоскостей срывались дымчато - сизые жгуты, что говорило о высоких перегрузках при маневрировании. Но противнику не удавалось пока занять выгодное положение для атаки. "Яки" постепенно ближе подбирались к "Мессерам" с задней полусферы и могли вот - вот захватить инициативу. Немцы не стали искушать судьбу и вышли из боя. Ничейным результатом закончилась схватка и других пар.

Хотя это была и не полная, но победа, прежде всего в моральном отношении. Первое испытание на прочность духа было выдержано. Так командир эскадрильи оценил этот бой на разборе. Так его восприняли и все лётчики. Однако комэск предостерёг их от самоуспокоенности, нацелил на нелёгкие бои. Их долго ждать не пришлось.

На другой день вновь произошла встреча с Ме-109. На этот раз лётчики действовали тактически более грамотно, добились лучшего взаимодействия в группах и сбили 2 вражеских самолёта. Один из них - на счету командира эскадрильи. Своих потерь не было.

Интенсивность боевой работы с каждым днём нарастала. 20 Апреля на земле шло ожесточённое сражение в районе плацдарма. Противник изготовился для решающей атаки. Одну за другой бросал он сюда группы бомбардировщиков под прикрытием истребителей.

Семён Лебедев опять повёл звено на прикрытие войск. С пункта управления в районе плацдарма, где в это время находились Командующий ВВС Северо - Кавказского фронта Генерал К. Вершинин и командир корпуса Генерал Е. Савицкий, поступила информация о приближении нескольких групп бомбардировщиков Ju-88. На одну из них и устремилось звено Лебедева.

С первого захода наши лётчики уничтожили два "Юнкерса". Враг был ошеломлён. Строй бомбардировщиков рассыпался. Истребители прикрытия не успели среагировать на действия четвёрки "Яков". Воспользовавшись замешательством врага, звено повторило одновременную атаку с разных направлений и сбило ещё 2 "Юнкерса". В том бою каждый лётчик уничтожил по одному вражескому самолёту.

Командующий приказал наградить лётчиков. На груди Семёна Лебедева засверкал орден Отечественной войны 1-й степени. Через несколько дней комэск сбил ещё один "Юнкерс".

Лебедев на задания летал очень часто. 11 Мая над станицей Крымская он сбил Ме-109, а 26-го - ещё одного.

В результате воздушного сражения в небе над Кубанью весной 1943 года немецкая авиация понесла крупные потери. Моральный дух лётного состава противника упал. Немецкое командование перебросило часть истребительной авиации с других участков фронта. Во главе групп были поставлены командиры, имевшие большой опыт воздушных боёв в небе Кубани. В тактике истребителей появились новые элементы: они небольшими группами скрытно выходили в районы базирования нашей авиации и завязывали бой с возвращающимися на аэродром самолётами, когда в баках почти не оставалось горючего и боеприпасы были израсходованы. Часто противник атаковал наши истребители на взлёте, когда те были ещё лишены маневра. Цель преследовалась одна - любыми путями восстановить былое господство в воздухе.

В первое время противник добился некоторого успеха. Но не везде. Однажды Лебедев и Бородин вылетели по тревоге. Они получили задачу следовать на деблокирование аэродрома, где базировался соседний полк. Над аэродромом при наборе высоты их внезапно атаковало звено Ме-109. С земли не смогли вовремя предупредить лётчиков. В результате истребитель Бородина был подбит и пошёл на вынужденную посадку.

Комэск остался один. Атакованный в наборе высоты, он не имел необходимого запаса скорости для боя. Немцы взяли его в клещи, из которых вырваться, казалось, было невозможно. И куда бы Семён ни развернул свой самолёт, он попадал под атаку то одного, то другого "Мессера".

Лебедев мобилизовал всю свою волю. Энергично маневрируя, он трижды срывал атаки врага. И каждый раз зловещие силуэты Ме-109 проскакивали в непосредственной близости от его самолёта. Мелькнула мысль: а нельзя ли их подловить ? Тем временем развернулся в атаку и четвёртый "Мессер". Когда он приблизился и вот - вот должен был открыть огонь, Семён резко увеличил перегрузку на развороте. Немец проскочил с внешней стороны. Лебедев тут же переложил свой "Як" в противоположную сторону, и враг оказался в прицеле. Прошитый меткой очередью, Ме-109 упал неподалёку от аэродрома. Окрылённый победой, Семён теперь уже сам ат

аковал ближайший к нему самолёт. Такой дерзости враги не ожидали и с позором покинули зону боя.

На следующий день немецкие пилоты явились уже двумя звеньями. Командир эскадрильи на этот раз руководил боем с земли. Заранее поднятые в воздух наши истребители буквально за 10 минут сбили 4 самолёта врага. Двух лётчиков, спасшихся на парашютах, допрашивал комкор Генерал Е. Савицкий.

Несколько раз Сем`н Лебедев летал в разведку в район Керчи. С высоты увидел руины родного города и голубую бухту, в которой стояли вражеские корабли. Сердце сжималось от боли. Росла ненависть к врагу и решительность сражаться, сбивать их, гнать с родной земли.

За 2,5 месяца боёв над Кубанью Семён Лебедев совершил 52 боевых вылета, провёл 16 воздушных боёв, сбил 6 самолётов противника. В его характеристике записано: "В боях проявляет исключительную храбрость и умение управлять подчинёнными. Личным примером увлекает других". Эти качества были присущи Семёну Лебедеву в течение всего периода войны.

Он считал очень ценным опыт, приобретённый при полётах ведомым у командира корпуса Евгения Яковлевича Савицкого, который брал в напарники чаще всего наиболее подготовленных командиров эскадрилий, обучал их на личном примере и одновременно проверял в бою. Почётно было летать с этим бесстрашным и решительным Генералом. Но на ведомого возлагалась особая ответственность. В случае необходимости он должен был без колебаний любой ценой прикрыть вудущего. Уследить за действиями Савицкого и надёжно прикрыть его было довольно сложно. Вместе с тем комкор тонко понимал тактику и умело применял её в воздушных боях, особенно с истребителями.

В Сентябре 1943 года в районе Большого Такмака, что севернее Мелитополя, враг удерживал оборону по правому берегу реки Молочной. Этот оборонительный рубеж прикрывал низовья Днепра и подступы к Крыму с севера. Перед нашими войсками стояла задача прорвать оборону противника и завершить освобождение Левобережной Украины.

Обычно при встрече со смешанными группами противника комэск Лебедев часть своих лётчиков направлял на ударные самолёты, а часть - для связывания боем истребителей прикрытия. Главная задача - не допустить прицельного бомбометания !

Как - то Лебедеву с ведомым Иваном Косенко пришлось встретиться с 15 немецкими самолётами. Положение не из лёгких. Но получен приказ: не дать врагу сбросить бомбы. В данной ситуации надо было искать необычное решение. И Лебедев нашёл его.

Используя превышение, "Яки" на большой скорости прорвались через заслон истребителей и ринулись на строй бомбардировщиков. Дерзкая и ошеломляющая атака. Противник вынужден был сбросить бомбы, не доходя до цели. Нарушив боевой порядок врага, а также взаимодействие немецких истребителей с бомбардировщиками, комэск с ходу сбил "Хейнкель-111". Воспользовавшись замешательством врага, ведомый Косенко поджёг ещё один самолёт. Остальные развернулись и со снижением ушли на запад.

Как - то часть самолётов эскадрильи Лебедева была включена в группу прикрытия для штурмовки вражеского аэродрома. Ударную группу из 18 машин Як-9 возглавил командир эскадрильи соседнего полка Капитан В. Климов. Лебедев вёл восьмёрку и находился выше и сзади. На аэродром вышли неожиданно для врага. Группа Климова в соответствии с разработанным планом с ходу нанесла удар по зенитным средствам и самолётам противника на земле. Вспыхнуло 3 очага пожара. Но тут произошёл непредвиденный случай.

Лебедев обнаружил три девятки "Юнкерсов". Они подходили к аэродрому, видимо, для встречи со своими истребителями прикрытия и никак не ожидали здесь, в своём тылу, советских истребителей. В задачу комэска не входило вступать в бой с бомбардировщиками. Но искушение было столь велико, что удержаться от атаки он не мог. Ведь было ясно, что "Юнкерсы" несут бомбовой груз для наших войск.

Оставив звено для обеспечения группы Климова, Лебедев четвёркой ринулся на бомбардировщики. Снайперскими ударами сразу же были сбиты три Ju-88. Противник был ошеломлён. "Юнкерсы" рассыпались, стали пикировать, сбрасывая бомбы рядом с границей аэродрома. Пожары и дым на аэродроме и вокруг представляли захватывающее зрелище.

Не понимая, в чём дело, Капитан Климов мысленно возмущался тем, что одновременно с ним для удара по аэродрому, не предупредив его, направили ещё и бомбардировщики. Не ровен час, можно угодить под их бомбы или взрывы от них. Лишь после посадки он понял необычность такого "непланового" бомбометания. Наши самолёты возвратились без потерь. Боевой листок в заметке "Здравая инициатива" рассказал о грамотных действиях командира группы прикрытия...

Каждый полёт неповторим и не похож один на другой, и в этом разнообразии ситуаций, непредвиденных и очень опасных моментов, проявляется мастерство и талант истребителя. Наши лётчики, накопив боевой опыт и проявляя мужество, выходили победителями в боях с немецкими асами.

2 Октября 1943 года 8 самолётов под командой Капитана С. А. Лебедева прикрывая наши войска, вели бой с 8 бомбардировщиками Не-111 в районе Ворошиловка. Ударная четвёрка Лебедева атаковала противника в лоб. Враги в панике сбросили бомбы. С дистанции 100 метров Капитан открыл огонь, у "Хейнкеля" разрушилась правая плоскость и он стал падать. Его ведомый Черненков зажег второго. Третьего сбил Косенко.

Лейтенант Андрющенко, сковывавший своей группой противника, стал преследовать пару Ме-109. Те, не приняв боя, ушли на свою территорию. Этот бой, будучи на радиостанции наведения, наблюдал генерал Е. Я. Савицкий. За личную храбрость он представил к награде С. А. Лебедева орденом Красного Знамени, а И. Т. Косенко орденом Отечественной войны I-й степени.

В конце дня 2 Октября Капитан С. А. Лебедев и его ведомый Лейтенант И. Т. Косенко патрулировали над нашими войсками в районе Большого Токмака. Заметили 9 Не-111 под прикрытием 4 Ме-109. С земли радиостанция наведения передала приказ командующего 8-й Воздушной армией:

- "Грачи", бейте бомбёров !

По приказу Лебедева Иван Косенко атаковал ведомого "Хейнкеля", а Лебедев ринулся на ведущего. Выйдя из атаки, они увидели 2 падающих, окутанных дымом бомбардировщика.

- Молодцы, "Грачи" ! Объявляю вам благодарность ! - передал по радио наблюдавший за боем командующий 8-й Воздушной армией Генерал - полковник Т. Т. Хрюкин.

В начале Января 1944 года за рекой Ингулец, в районе Снегирёвки, разведка обнаружила вражеский аэродром. 9 Января на штурмовку этого аэродрома полетели две восьмёрки истребителей. Одна под командой С. А. Лебедева, другую вёл командир 274-го полка Майор Климов. В этом вылете они уничтожили около двух десятков вражеских самолётов.

8 Февраля 1944 года был взят город Никополь. За большие заслуги в ликвидации Никопольского плацдарма 3-му истребительному авиакорпусу было присвоено почётное наименование - "НИКОПОЛЬСКИЙ".

После взятия Никополя началось сражение за освобождение правобережной Украины и велась подготовка к боям за освобождение Крыма. Ставка Верховного Главнокомандования и командование 8-й Воздушной армии поставили перед командованием корпуса и двух входящих в него дивизий задачу не допустить разрушения переправ через Сиваш. Для этого был составлен план блокировки аэродромов противника в ночное время. Этот план был одобрен командующим 8-й Воздушной армии Генерал - полковником Т. Т. Хрюкиным.

Необходимо было разрушить вражеские аэродромы, на которых садились самолёты, базировавшихся в Румынии, для заправки горючим и за бомбовой нагрузкой. Эти аэродромы располагались на мысе Херсонес и возле села Весёлое.

В одну из тёмных ночей на самолётах Як-7Б взлетел Генерал Е. Я. Савицкий с двумя ведомыми - командирами эскадрилий Капитанами С. Маковским и С. Лебедевым. Барражируя далеко в стороне от аэродрома, заметили на взлётной полосе движущиеся огни. Сбросили бомбы на взлетную полосу, бьют из пушек и пулемётов. Заработали зенитки, но снаряды "эрликонов" летели в сторону и вреда нашим самолётам не причинили. 40 вылетов сделали в ту ночь истребители корпуса.

В следующую ночь Савицкий с той же группой лётчиков снова штурмовал тот же аэродром. Штурмовка прошла успешно. Лебедев сбил "Юнкерса" на взлёте и тот взорвался прямо над взлётной полосой и осветил весь аэродром.

Тогда немцы установили на всех своих ночных бомбардировщиках специальные пламегасители. Разгадав это, наши лётчики стали сбрасывать бомбы на взлётные полосы и разрушали их. Число наших вылетов возросло за ночь до 50 - 60. Восстановить полностью взлётные полосы немцам не удалось. Ни одна наша переправа на Сиваше не была разрушена.

11 Апреля 1944 года наши войска освободили город Керчь. 12 Апреля на разгром вражеского аэродрома близ посёлка Ички ( ныне Советский ) было поднято 24 истребителя с бомбами под плоскостями. Группы по 12 машин вели опытные командиры эскадрилий - Капитаны А. В. Кочетов и С. А. Лебедев.

Удар был внезапным, полёт проходил над западной частью Азовского моря. Над целью на высоте 600 - 700 метров увидели 4 "Фоккера". В мгновенной атаке Кочетов и Лебедев сбили 2 FW-190. Сброшенные на стоянки самолётов бомбы нанесли врагу большой урон.

7 Июля 1944 года командир эскадрильи С. А. Лебедев возглавил группу из 6 самолётов. В заданном районе встретили 10 бомбардировщиков и охранявших их 18 истребителей. Своими действиями наши лётчики не допустили прицельного бомбометания. В завязавшемся бою сбили 6 вражеских самолётов. Вернулись на базу без потерь.

Дороги войны привели Лебедева в небо Белоруссии, а затем Прибалтики. Памятен ему воздушный бой в районе Вильнюса. Нужно было надёжно прикрыть пригодную для тяжёлой техники дорогу в город. Майор Лебедев возглавил группу из 12 истребителей. Вскоре обнаружили 24 вражеских самолёта FW-190, летевших на штурмовку наших войск. Численное превосходство врага не смутило наших лётчиков. Умело распределив силы, командир применил стремительный удар, чёткое взаимодействие в группе, чередование атак звеньями. В результате было уничтожено 8 вражеских машин, сорван удар по нашей танковой колонне.

Орден Александра Невского прибавился к боевым наградам комэска. День 23 Февраля 1945 года стал для Семёна Лебедева двойным праздником. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После освобождения Польши Семён Андрианович сражался с врагом над Берлином. Окончательный итог своим ратным делам он подвёл над Одером: в паре с замполитом полка С. Гулиным сбили по одному FW-190. Тепло отзывается Лебедев о боевом комиссаре, который не только воодушевлял лётчиков пламенным словом, но и увлекал их личным примером.

Всего Майор С. А. Лебедев выполнил 220 успешных боевых вылетов, провёл 50 воздушных боёв, уничтожил 22 неприятельских самолёта лично и 2 в группе с товарищами, 3 аэростата - корректировщика. ( М. Ю. Быков в своих исследованиях обнаружил документальные подтверждения на 19 личных и 5 групповых побед. Разница в числе личных побед может быть вызвана наличием 3-х уничтоженных аэростатов. Возможно иногда их приплюсовывают к сбитым самолётам: 19 + 3 ) Немалый урон живой силе и боевой технике врага нанёс командир эскадрильи во время штурмовок на поле боя.

За годы войны Лебедев не потерял ни одного ведомого. Двое из его воспитанников - ведомый Николай Бородин и командир звена Алексей Кочетов были удостоены звания Героя Советского Союза.

После окончания войны Семён Андрианович Лебедев продолжал службу в авиации. Выйдя в отставку, он не расставался с ней. Ветеран часто встречался с молодым поколением авиаторов. Рассказывал им о славных делах своих боевых друзей, с кем бесстрашно и умело громил ненавистного врага...



Поделиться: