Сэм Майкл - главный инженер гоночной команды Williams. Сэм с отличием закончил Университет Нового Южного Уэльса по специальности инженер, после чего работал в команде Lotus Ф-1 (анализ телеметрии и компьютерное моделирование). Сэм рассказывает о планах команды Williams в ближайшем турнире.
Вопрос: Сэм, вы провели в Формуле 1 уже десять лет, но многие до сих пор точно не знали, чем вы занимались. Чем вы занимаетесь сейчас?
Сэм Майкл: Я технический директор, а значит отвечаю за все, что связано с машинами, от разработки до конкретных результатов. Мы хотим построить лучшую машину чемпионата и я контролирую работу конструкторского и аэродинамического отделов, инженеров и гонщиков, чтобы это гарантировать.
Вопрос: Как выглядит разработка машины для Формулы 1? Сколько времени она занимает, сколько человек занято в проекте?
Сэм Майкл: Весь процесс занимает около девяти месяцев, его первая часть не так лимитирована по времени, а последние три-четыре месяца получаются сложными. В Williams над этим работают 480 человек, получается более 25000 человеко-часов при стоимости проекта в 150 миллионов фунтов.
Вопрос: Всех интересует, сколько все же стоит машина Формулы 1, но даже вы не знаете ответа на этот вопрос?
Сэм Майкл: Точно.
Вопрос: А если кто-то захочет купить одну из машин?
Сэм Майкл: Мы делаем шесть или семь машин в год, разделите эти 150 миллионов фунтов на семь и получите примерную цену, но при этом не учитываются другие затраты команды.
Вопрос: Давайте сменим тему. Расскажите, как прошло ваше детство...
Сэм Майкл: Родился я в Геральдтоне, в Западной Австралии, а через некоторое время переехал в Новый Южный Уэльс и Куинсленд. Среднюю школу и колледж заканчивал в Канберре, в университет поступал в Сиднее, а ученую степень по механике получил в Новом Южном Уэльсе.
Вопрос: Как из Южной Австралии вы смогли добраться до Формулы 1?
Сэм Майкл: Я всегда интересовался мото и автогонками, отец мне рассказывал о механике и я естественно этим увлекся. Я с самого начала понял, если с гоночной машиной проблемы, то вы не можете бороться и уже в университете начал работать с раллийными машинами, а потом занялся открытыми колесами. Я работал с Формулой 1 сразу, как получил диплом.
Вопрос: Вы работали с тремя командами Формулы 1, можете подвести краткое резюме?
Сэм Майкл: Я начал свою карьеру в Lotus, инженером по данным и динамике, потом долго занимался исследованиями и разработкой в Jordan, где в конце 2000-го дослужился до гоночного инженера. Позже я занял пост главного инженера действий в Williams и работаю на эту команду до сих пор.
Вопрос: Williams - это команда с большой историей, насколько серьезную ответственность вы чувствуете, создавая новую машину для этой команды?
Сэм Майкл: Нагрузка действительно серьезная, а ответственность я чувствовал при работе с любой машиной за последние десять лет. Может она была не столь персональной, хотя я всегда принимал на себя часть ответственности за работу команды. Еще до того, как я стал техническим директором, если с машиной что-то шло не так, я чувствовал и свою вину.
Вопрос: Выиграв последнюю гонку прошедшего сезона вы сами осложнили себе жизнь - Williams сможет выиграть первый Гран При нового сезона?
Сэм Майкл: Выиграем мы первую гонку или нет, главное - вернуться к борьбе за лидерство, а значит - регулярно бороться за победу в Гран При. Мы заложили хорошие основы в этот проект, прибавили в аэродинамике, что должно помочь команде стать конкурентоспособнее. В Формуле 1 не бывает фаворитов, невозможно долго стоять на вершине, гораздо важнее - убедиться в том, что вы держите прессинг, можете что-то противопоставить постоянно прогрессирующим соперникам.
Вопрос: В прошедшем сезоне команда выступила слабее, чем от нее ждали. В чем причина?
Сэм Майкл: Мы с самого начала допустили несколько ошибок в механике и аэродинамике и пытались исправить их по ходу сезона, добившись серьезного прогресса к финалу чемпионата. Пик формы пришелся на Сузуку, где наша машина финишировала второй и Бразилию, где Williams выиграл гонку. Это на самом деле не соответствует нашим ожиданиям, но мы не могли устранить все недоработки первоначального проекта и сосредоточились на этом при разработке машины для сезона 2005 года. Да, у нас нет причин гордо оценивать итоги года, но мы сделали все возможное и надеемся начать следующий сезон в хорошей форме.
Вопрос: Что-то конкретное о новой машине вы уже можете сказать или эта информация пока секретна? Очевидно изменится аэродинамика?
Сэм Майкл: Подождите до февраля, до презентации FW27, любая утечка информации может дать преимущество нашим конкурентам.
Вопрос: Какие цели ставит перед собой команда в следующем году?
Сэм Майкл: Мы хотим бороться за лидерство и регулярно выигрывать гонки. Конечно, есть краткосрочные и долгосрочные планы, но каждый раз, когда мы выходим на трассу, команда должна бороться за победу.
Вопрос: На презентации Williams в начале этого года вы сказали, что действительно радикальные перемены ждут нас в 2005-м и их преддверием стало появление моржеобразного носового обтекателя. Кажется эта идея оказалась неудачной, но мы все же увидим что-то радикальное в новом шасси?
Сэм Майкл: Давайте дождемся презентации и вы сами все увидите. Все команды упорно работают над тем, чтобы ликвидировать падение эффективности машины из-за поправок к регламенту и мы наверняка увидим несколько интересных новинок этой весной.
Вопрос: Ferrari - это идеальная машина Формулы 1, сможет ли соответствовать этому уровню новый Williams?
Сэм Майкл: В Ferrari работают очень сильные специалисты во главе с Берном, Брауном, Тодтом и Шумахером. Они давно работают вместе и действительно добились серьезных успехов. Ferrari доминирует в чемпионате, они выиграли четыре последних первенства и бороться с ними, в условиях войны производителей резины, будет очень сложно. Но именно в этом наша цель. Наша задача - выиграть у Ferrari!
Вопрос: В следующем сезоне за вашу команду будет выступать новый гонщик - Марк Уэббер. Вы участвовали в принятии этого решения?
Сэм Майкл: Да. Окончательное решение принимал Френк Вильямс, но он прислушивается к моему мнению и к советам Патрика Хэда. Но выбор все же за Френком.
Вопрос: Что особенного вы, Френк Вильямс и Патрик Хэд увидели в Марке Уэббере?
Сэм Майкл: Основная причина подписания этого контракта - несомненный талант Марка. Он многого добился на трассе, независимо от машин, на которых пришлось выступать. Мы давно следим за ним и всегда, в спорткарах, Формуле 3000 и Формуле 1 Марк всегда был очень быстр, едва сев за руль новой машины.
Вторая причина в том, что один из наших тестеров, Антонио Пиццония, в 2002 году подписал контракт с Jaguar и Уэббер регулярно опережал его в квалификации и гонках. Мы знали, насколько быстр был Антонио на тестах и Уэббер действительно великолепен, если имеет такое преимущество. Кроме того мы могли следить за тем, что не попадает в телетрансляции, за работой Марка на тестах и несколько раз он показывал великолепное время в не самых лучших условиях. Уэббер часто рисковал за рулем, но он всегда доверял машине, хотя выступал за команду, которая боролась за одно-два очка в гонке.
Я помню Гран При Австрии 2003 года, когда его лучший круг в гонке, один из последних, был самых быстрым из всех клиентов Michelin. И это в ситуации, когда он уже не мог бороться за позицию, заработав два очень важных очка для Jaguar. Это произвело очень благоприятное впечатление на меня и Патрика Хэда, мы начали переговоры с Уэббером и поняли, что имеем дело умным и интеллигентным гонщиком.
Вопрос: Кто оказал наибольшее влияние на вашу карьеру? Был кто-то, кто служил примером?
Сэм Майкл: У меня нет кумиров, но есть те, кого я особенно уважаю - Рон Тауранак, Патрик Хэд, Гордон Мэрри и Джон Барнард. Все эти парни из 70-80-х, может быть из начала 90-х. В последние годы - Эдриан Ньюи и Рори Берн, они подняли технологии разработки гоночных машин на недосягаемую высоту. Я очень уважаю то, что они сделали.
Вопрос: Мы привыкли к тому, что Williams всегда в тройке лучших, но в этом году боролись сразу пять команд - Ferrari, McLaren, Williams, BAR и Renault...
Сэм Майкл: Вы перечислили действительно сильные команды, многие из которых постараются навязать борьбу Ferrari в сезоне 2005 года. А Ferrari будет по-прежнему сильна, по этому поводу у меня нет никаких сомнений. У этой команды очень стабильная схема работы над проектом и я не думаю, что в Ferrari могут наделать ошибок. Борьба будет сложной.
Вопрос: Домашние Гран При всегда много значат для пилотов. Первая гонка следующего сезона пройдет в Альберт Парке, на домашней для вас трассе. Это имеет значение для Сэма Майкла?
Сэм Майкл: Конечно. В Австралии у меня много друзей, но все же этот этап - один из многих и мы должны работать, должны добиться успеха. А выступать в Мельбурне всегда приятно.