В 2009 году, после защиты диссертации по нейробиологии, он стал доктором наук Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе. Предметами его изучения является использование магнитно-резонансной томографии для исследования нейробиологических основ веры, недоверия и неуверенности.
Сэм Харрис родился в 1967 году; американский публицист, активный сторонник научного скептицизма. Автор книги 'Конец веры', вышедшей в 2004 году и впоследствии удостоившейся награды 'PEN/Martha Albrand Award'. В 2006-м вышла в свет еще одна его книга, 'Письмо к христианской нации'. В своей следующей книге, посвященной вопросам морали, Харрис планирует изучать влияние науки на человеческие ценности.
Харрис очень осторожно описывает детали своей личной жизни. Известно, что его мать была еврейкой, а отец квакером. Он также говорит, что воспитывался в семье со светскими взглядами и его родители никогда не касались вопросов веры. Однако, как Сэм сам признается, религия всегда его привлекала.
Харрис обучался в Стэндфордском Университете, но был исключен. В студенческие времена Харрис увлекался экстази (MDMA), и это, как он сам считает, дало ему возможность, глубже заглянуть в проблему духовности и психологии. Некоторое время он тесно общался с несколькими 'мастерами медитации', последователями буддизма. Спустя одиннадцать лет он вернулся в университет, где получил степень бакалавра философии. В 2009 году, после защиты диссертации п
о нейробиологии, он стал доктором наук Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе. Предметами его изучения является использование магнитно-резонансной томографии для исследования нейробиологических основ веры, недоверия и неуверенности.
Харрис убежден, что наступили времена, когда возможно свободно ставить под сомнения саму идею религиозной веры. Он утверждает, что жизнь всей цивилизации находится под угрозой из-за запрета свободно обсуждать различные религиозные верования. Основная проблема на данный момент заключается в исламе и в том, что именно эта религия ложится в основу международного терроризма. Харрис критикует религии всех видов и направлений. Он рассматривает религии как серьезную преграду на пути более просвещенных подходов к духовности и этике.
Харрис, атеист по определению, утверждает, что этот термин не так уж и верен. 'Атеизм', по его словам, не является его философией либо взглядом на мир. Это так называемый 'разрушитель плохих идей'. Он убежден, что в религии полным-полно таких идей и называет ее 'самым извращенным и неправильным употреблением разума из всех, что мы когда-либо выдумывали'. Он сравнивает совреме
нные религиозные верования с мифами древних греков. То, что тогда считалось верным и единственно правильным, сегодня не существует или считается устаревшим. В январе 2007 года в своем интервью вещательной компании PBS Харрисон говорил: 'Мы не имеем ничего против неверия в Зевса, таким образом, по отношению к Зевсу, мы все – атеисты. И мы не имеем ничего против того, чтобы не быть астрологом'. Далее он говорит, что этот термин исчезнет только тогда, когда 'мы все достигнем уровня разумной честности, и больше не будем притворяться, что мы уверены в том, в чем, на самом деле, у нас уверенности нет'. Он также опровергает суждение о том, что Библия пришла к нам от всеведущего Господа. Наоборот, в ней 'нет и строчки, которая бы не могла быть написана мужчиной или женщиной, живущей в первом веке'.
В своей книге 'Конец веры', он посвещает главу 'Природе веры'. Его главная мысль здесь состоит в том, что все наши верования, кроме тех, что относятся к религиозной догме, основаны на фактах и опыте. Он утверждает, что некоторые религиозные постулаты были бы признаны симптомами 'сумасшествия', если б перед ними не благоговели как перед 'свящ
нными'. Он полагает, что если бы один-единственный человек разработал собственную веру, его или ее сочли бы 'сумасшедшим'. Он пишет: 'Едва ли в истории есть пример, который бы наше общество считало 'нормальным', и который дает основания верить, что Создатель Вселенной слышит наши мысли. Точно так же считается сумасшествием верить, что он общается с тобой посредством дождевых капель и выбивает послание азбукой Морзе, когда они капают на окно твоей спальни'.
Харрис верит, что необходимо бороться с запретами на открытую критику тех или иных религиозных идей, верований и обычаев, защищаемых так называемой 'толерантностью'. Он убежден, что подобное условие жизненно важно для прогресса в каждой области знаний.
В своем интервью Харрис говорит, что 'польза религии в том, что она придает жизни цель, то, что она является благом для людей, но она не является доказательством правдивости какой бы то ни было религиозной доктрины. Это не аргумент в пользу того, что разумно верить в то, что мать Иисуса была девственницей, или же что Библия – это истинно слово Создателя. Можно верить в подобные вещи или надо быть в состоянии в них верить, тол
ько если есть веское основание для подобной веры'.
Харрис резко критикует современную ситуацию в США в отношении религии. Он обеспокоен тем, что многим областям культуры наносится вред убеждениями, вызванными религиозными догматами. Например, результаты опросов показали, что 44 % американцев верят, что в течение пятидесяти лет Иисус вернется на Землю, и предлагают начать преподавать креационизм в школах.
Харрис критикует все религии, но утверждает, что именно исламские доктрины особенно опасны для цивилизации. Он отрицательно высказывается об общей реакции стран запада на террористические акты, такие как теракт 9 сентября. В ответ, вместо слова 'Ислам' теперь говорят 'религия мира', но одновременно объявляют 'борьбу с терроризмом'. Первый термин он характеризует как 'заведомо неверный', а второй как 'бессмысленный'.
Сэм Харрис придерживается либеральных взглядов в политике. Он поддерживает идею прогрессивного налогообложения и легализацию наркотиков. Харрис выступал за разрешение однополых браков в США. Также он неоднократно критиковал администрацию президента Буша за неразумную растрату средств и методы ведения войны в Ираке