Французская оперная певица, меццо-сопрано, известная как первая исполнительница партии Кармен (Carmen).
Самая известная оперная партия в истории – это, несомненно, Кармен Жоржа Бизе (Georges Bizet). Это слово отзывается в умах любителей оперы именами множества знаменитых артисток, исполнявших партию Кармен, и среди них Мария Каллас (Maria Callas), Регина Резник (Regina Resnik), Мэрилин Хорн (Marilyn Horne) и Тамара Синявская (Tamara Sinyavskaya). Однако впервые партию Кармен исполнила женщина, от которой не осталось ни одной записи, и чье имя сегодня почти полностью забыто.
Она появилась на свет как Мари-Селестина Лоранс Марье дель Иль (Marie-Célestine Laurence Marié de l'Isle) в ноябре 1840 года в Париже (Paris). Точная дата неизвестна. Селестина родилась в очень музыкальной семье. Она училась у своего отца, знаменитого оперного тенора и музыканта Месена Марье дель Иля (Mécène Marié de l'Isle), и две ее сестры, Ирма (Irma de l'Isle) и Паола (Paola de l'Isle), тоже добились большого успеха.
Селестина дебютировала в 1859 году в Страсбурге (Strasbourg), после чего пела на итальянском языке в Лиссабоне (Lisbon). В возрасте пятнадцати лет она вышла замуж за скульптора по фамилии Галли, который умер в 1861, и, таким образом приобрела свое сценическое имя, Галли-Марье.
Селестина Галли-Марье вела довольно богемный образ жизни, и весьма вероятно, что она не оставила бы никакого следа в истории оперы, если бы не случайная удача. Эмиль Перрен (Émile Perrin), директор Опера-Комик (Opéra-Comique), будучи в Руане (Rouen), услышал выступление молодой артистки в 'Цыганке' (The Bohemian girl), опере Майкла Балфа (Michael Balfe), и увез ее в Париж. 17 ноября 1866 года Галли-Марье дебютировала на сцене Опера-Комик, исполнив главную роль в премьерной постановке 'Миньон' (Mignon) Амбруаза Тома (Ambroise Thomas).
Она выступала в Опера-Комик до 1885 года. Разумеется, самой известной ее ролью стала главная партия в 'Кармен' в 1875 году – премьера оперы состоялась 3 марта. Рассказывали, что на 33-м по счету спектакле 'Кармен' 2 июня 1875 года Галли-Марье предчувс
твовала смерть Бизе в сцене с картами в третьем акте и упала в обморок, когда ушла со сцены. Композитор действительно умер той ночью от сердечного приступа, и следующее выступление было отменено из-за недомогания певицы.
Селестина много гастролировала и пела Кармен в Неаполе (Naples), Генуе (Genoa), Барселоне (Barcelona), Лионе (Lyon), Льеже (Liege) и Дьеппе (Dieppe), прежде чем вернулась в Опера-Комик для возрожденной постановки 22 октября 1883 года. В Лондоне (London) она выступала в Театре Ее Величества (Her Majesty's Theatre) в 1886 году и снова вернулась в Опера-Комик в 1890 году. Это было ее последнее выступление, целью которого был сбор средств на памятник Жоржу Бизе.
Певица также была первой исполнительницей партии Лазариля (Lazarille) в опере Жюля Массне (Jules Massenet) 'Дон Сезар де Базан' (Don César de Bazan), Пятницы (Vendredi) в 'Робинзоне Крузо' (Robinson Crusoé) и Фантазио (Fantasio) в одноименной опере Жака Оффенбаха (Jacques Offenbach), а также ряда ролей в полузабытых сегодня произведениях.
Где-то в конце 1860-х или начале 1870-х Галли-Марье и композитор Эмиль Паладиль (Émile Paladilhe) стали любовниками, но замуж она больше так и не вышла. По воспоминаниям современников, Селестина держала в качестве домашних любимцев мартышек и иногда брала их с собой на репетиции.
Она умерла 22 сентября 1905 года в Вансе (Vence), недалеко от Ниццы (Nice). Записей после нее не осталось, поэтому судить о голосе Галли-Марье можно только со слов современников. Судя по всему, она обладала высоким меццо с хорошим тембром, чистой дикцией и фразировкой, но ничем экстраординарным не отличалась. Сегодня ее партии обычно исполняют сопрано. Музыкальные историки, тем не менее, сходятся во мнении, что голос Галли-Марье наилучшим образом подходил для Кармен – певица произвела сильнейшее впечатление даже на самых суровых критиков. Но, хотя карьеру Селестины Галли-Марье можно назвать вполне успешной, она не пользовалась широкой известностью за пределами Франции (France)