Сайпула-кади (аш-шайх ал-муджахид Халид Сайф Аллах ибн Хусайн ибн ал-ибн хаджи Муса ибн Башлар ан-Ницубкри ал-Гази-Гумуки, он же Сайфуллах-кади Башларов) - известный в Дагестане мударрис, факих и суфийский наставник, от которого берет начало северокавказская ветвь братства шазилийа. Возводил свою духовную родословную (силсила) также к братствам накшбандийа и кадирийа.
Годы жизни: 1853-1919.
Родился в лакском селении Ницовкра, недалеко от Кумуха (Гази-Гумук), столицы Казикумухского ханства (ныне Лакский район Республики Дагестан). Выходец из мусульманской интеллигенции. Со стороны отца в его роду были врачи, чиновники, ремесленники. Отец Сайпулы-кади, Гусейн (Х
усайн) Башларов, и пять братьев Гусейна окончили известную в Нагорном Дагестане мадрасу в сел. Согратль. Дядя, Абдуллах Башларов, был хорошим врачом. В последний период Кавказской войны он с семьей переселился (хаджара) на территорию Имамата Нагорного Дагестана и Чечни и чуть ли не до самого конца в
ойны служил лекарем при войсках Шамиля. Другой дядя, Газа Башларов, после окончания войны занял должность сельского старшины (юзбаши) Ницовкры в российской администрации Дагестанской области. Гусейн Башларов работал ювелиром и оружейником. Вскоре после окончания войны (1859г.) он открыл мастерскую в
Астрахани, куда в 1861 г. к нему переехала и его семья.
Начальное мусульманское образование Сайпула-кади получил дома. В Астрахани он три года учился в одной из местных мадрас, а затем еще пять лет ходил в русскую школу, где неплохо выучил русский язык. В 1869 г. он вернулся на родину, устроился
на работу писцом при русском гарнизоне в Кумухе. В Нагорном Дагестане Сайпула-кади продолжал учиться, совершенствуя свои знания в арабском языке, риторике, логике, хадисах и фикхе сначала у мударриса Хасана ал-Кудали, у которого он также начал изучать медицину (илм ат-тибб), а с 1871 по 1875 г. -в
согратлинской мадрасе. По некоторым сведениям, его наставником там стал прославленный в Дагестане накшбандийский шайх Абд ар-Рахман ас-Сугури (Согратлинский), от него Сайпула-кади получил первые знания по суфийской этике (адаб).
Уже в молодости Сайпула-кади испытал гонения со стороны российских в
ластей, опасавшихся мусульманского повстанчества на Северном Кавказе. В 1878 г. он был сослан в Саратовскую губернию по подозрению в участии в антироссийском восстании 1877 г. и связях с согратлинским шайхом. В ссылке он сблизился с врачами из немецких колонистов Поволжья, у которых завершил обучени
е медицине. По некоторым сведениям, у них Сайпула-кади получил российский врачебный диплом, позволивший ему стать практикующим медиком. До 1891 г. он работал врачом в Поволжье, затем три года во Владикавказе и еще четыре года в железнодорожной больнице Ростова-на-Дону. После многолетней врачебной пр
актики он получил в 1905 г. место в одной из обновленческих (джадидитских) мадрас Уфы, в которой проработал до своего возвращения в Дагестан в 1909 г. В отличие от современных ему дагестанских 'улама' Сайпула-кади в ссылке легче адаптировался к чуждой российской действительности. Наряду с традициями
средневековой дагестанской учености он впитал в себя идеи мусульманского обновленчества из Поволжья, а также светской европейской науки. В то же время это заставляло его острее ощущать свою неприкаянность, оторванность и от европейской, и от мусульманской культуры.
К учению и религиозной практик
е суфизма Сайпула-кади приобщился в изгнании, где прошла большая часть его сознательной жизни. Его первым наставником был шайх братства халидийа Хас-Булат ал-Кустаки (Костекский) - один из "заместителей" (халифа) знаменитого накшбандийского шайха Махмуда-афанди (1810-1877) родом из сел. Алмалы в Сев
ерном Азербайджане, по имени которого называется отдельная ветвь накшбандийи-муджаддидийи на Северном Кавказе - махмудийа. Через некоторое время Хас-Булат отослал Сайпулу-кади в г. Чистополь (в Татарстане) к другому преемнику Махмуда ал-Алмали, шайху Мухаммад-Закиру ал-Чистави, который одновременно
являлся и шайхом братства кадирийа. Последний возвел его в ранг кадиритского наставника (муршида). После смерти Мухаммад-Закира Сайпула-кади избрал своим муршидом другого шайха ветви халидийа - Зайнуллаха-афанди Расул-и ал-Мамури (Расулева, ум. в 1917 г.), сторонника нового метода обучения (усул-и д
жадид) в мусульманской школе. В г.Троицк, на Урале (ныне Челябинская область), тот руководил большой ханакой, его муридов сближали обновленческие идеи. В августе 1907 г. З.Расулев дал ему разрешение (иджаза) на деятельность в качестве шайха накшбандии-халидийи и передал халат, принадлежавший, соглас
но традиции, четвертому "праведному" халифу и шайху братства Али ибн Аби Талибу. Эта реликвия хранится у наиболее авторитетного сегодня в Дагестане шайха Caидa-афанди Чиркеевского (Ацаева), одного из преемников (халифа) Сайпулы-кади.
Во время странствий по Поволжью и Северному Кавказу Сайпула-кад
и сблизился в Татарстане еще с одним накшбандийским шайхом, не принадлежавшим к ветви халидийа. Это был Мухаммад-Салих ибн Абд ал-Халик ал-Иджави ал-Караман-хани (из сел. Кармановка?) ал-Ха-нафи ан-Накшбанди. Последний являлся также "заместителем" (халифа) шазилийского шайха из ал-Мадины саййида Мух
аммад-Али Захири ал-Витри ал-Хусайни ал-Мадани. В марте 1915 г. он передал Сайпуле-кади иджазу на наставничество в качестве шайха братства шазилийа.
В Дагестане у Сайпулы-кади появилось немало учеников. Его главными халифа стали Хасан Хилми (ум. в 1937 г.) из сел. Кахиб (ныне Шамильский район), к
оторый ранее был возведен в ранг муршида Абд ap-Рахман-афанди (ум. в 1907 г.) из сел. Ассаб, и Шуайб-афанди (ум. между 1909 и 1912 годами) из сел. Багинуб. Хасану Хилми Сайпула-кади передал иджазу сразу трех братств - накшбандийи, шазилийи и кадирийи. В дальнейшем силсила, объединяющая представителе
й этих братств, шла в Дагестане через аварских шайхов - халифа Хасана Кахибского, Мухаммада (ум. в 1942 г.) из сел. Ассаб, Хумайд-афанди (ум. в 1952 г.) из сел. Андых, Мухаммад-Хусайна (ум. в 1967 г.) из сел. Уриб, сына Хасана Кахибского Мухаммад-Арифа (ум. в 1977 г.), Мухаммад-Саад-хаджи (ум. в 199
5 г.) из сел. Батлух, Абд ал-Хамид-афанди (ум. в 1977 г.) из сел. Верхнее Инхо, Хамзат-афанди (ум. в 1977 г.) из сел. Тлох, Мухаммад-афанди (ум. в 1987 г.) из сел. Хучада, Бадр ад-дин-афанди из сел. Ботлих. Учеником хучадинского шайха был упомянутый выше Саид-афанди Чиркеевский, который, в свою очер
едь, передал иджазу только шазилийского братства своим муридам Арслан-Али-афанди (род. в 1954 г.) из сел. Параул Карабудахкентского района (в настоящее время живет в г. Буйнакск), Абд ал-Вахид-афанди из сел. Какамахи Левашинского района и мулле Мухаммаду из Закатальского района Азербайджана.
Сайп
ула-кади не только был видным ученым и суфием, но и принимал активное участие в общественно-политической жизни Дагестана. Он стал одним из учредителей Мусульманского союза, в 1905 г. был избран в его руководящие органы. По возвращении из первой ссылки в 1909 г. избран муфтием при Дагестанском народн
ом суде в г. Темир-Хан-Шура и оставался на этой должности до 1913 г., когда вторично был выслан из Дагестанской области, на этот раз в Казанскую губернию. Истинные причины его высылки неизвестны. Вероятно, это случилось из-за поддержки им антиписарского восстания - стихийного движения дагестанских м
усульман против введения русского языка в делопроизводство в сельских и народных судах области, действовавших по мусульманскому и обычному праву. Однако уже в 1915 г. он был оправдан и вернулся в Дагестан, где продолжал служить муфтием до своей смерти. После Февральской революции 1917 г. Сайпула-кад
и стал членом Учредительного собрания, вошел в состав Дагестанского временного областного комитета.
Неплохие отношения у Сайпулы-кади сложились с большевиками и их дагестанскими сторонниками из числа либеральной мусульманской интеллигенции, такими, как М.Дахадаев, Дж.Коркмасов, У.Буйнакский, С.Га
биев, А.Тахо-Годи. После установления советской власти в Дагестане в 1918 г. его назначили заведующим Отделом духовно-шариатских дел Дагестанского военно-революционного комитета. В то время Сайпула-кади пользовался огромным авторитетом в Дагестане - видные политические и религиозные деятели при реше
нии сложных политических и религиозных вопросов обращались к нему. Смерть застала его в начале гражданской войны на Северном Кавказе. После того как в мае 1919 г. Добровольческая армия генерала А.И.Деникина захватила Темир-Хан-Шуру, муриды Сайпулы-кади попытались спасти его от неминуемого ареста. Уж
е тяжелобольного шайха тайно вывезли из города в небольшом деревянном ящике. По дороге он скончался и, согласно своему завещанию, был похоронен в сел. Верхнее Казанище (ныне Буйнакский район). Возле его могилы построили зийарат, который до сих пор посещают многочисленные муриды шазилийского братства
. Кроме его могилы на этом кладбище есть зийараты других шайхов дагестанской ветви шазилийи -Мухаммад-Арифа Кахибского, Мухаммада Ассабского.
Сайпула-кади остается одним из наиболее почитаемых шайхов среди муридов многочисленной ветви шазилийа в Дагестане. В 1990-е годы его именем были названы Ис
ламский университет в г. Буйнакске и Исламский институт в сел. Комсомольское Кизилюртовского района Дагестана. В ритуальной практике дагестанской ветви шазилийи при совершении рабита для духовной связи мурида с наставником посредством воссоздания в сердце его образа берется образ Сайпулы-кади.
йпула-кади оставил значительное наследие в области суфизма и медицины. Из наиболее известных его сочинений по суфизму - "Канз ал-ма'ариф" ("Сокровищница знаний"), "Мавакид ас-садат фи маратиб ал-вилайат" ("Очаги саййидов в степенях святости"), "Мактубат Халид Сайф Аллах ли-фукара' ахл Аллах" ("Письм
а Халида Сайф Аллаха для нуждающихся в Аллахе"). В Рукописном фонде Института истории, арехологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН хранится рукопись его практического руководства по медицине (Фонд М.-С.Саидова, N 94) на арабском языке с пометками на русском, латинском и некоторых дагес