Популярные личности

Сарват Бегбуди

дрессировщик, артист цирка
На фото Сарват Бегбуди
Категория:
Место рождения:
Ташкент, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Мастер дрессировки

Совсем недавно мне довелось побывать в Московском цирке на Цветном бульваре и посмотреть программу, подготовленную к 125-летнему юбилею. Это настоящий праздник и источник адреналина! Зрелищные, эффектные захватывающие номера, сложнейшие трюки жонглеров, гимнастов и акробатов. В программе только лучшие цирковые артисты, признанные и отмеченные не только в России, но и за рубежом, на самых престижных международных фестивалях.

А гвоздем программы, безусловно, стал номер с 12-ю лошадками (6 белых и 6 черных). Лошади вставали на дыбы, скакали по кругу и выстраивались в различные геометрические фигуры. Больше всего меня поразило, как дрессировщик управлялся с этими не малых размеров животными на небольшой площади манежа. Это потрясающе, ведь диаметр манежа всего 13 метров. И здесь нет никакого обмана или иллюзии, просто с животными работал настоящий мастер — Сарват Мидхатович Бегбуди. Конечно, мне захотелось узнать больше об этом потрясающем артисте. И вот после представления у него нашлось время побеседовать со мной.


— Сарват Мидхатович, сколько лет вы на арене?

— В цирке я уже 48 лет.

Очень немногие работники манежа могут похвастаться столь богатым опытом. Сарват Мидхатович родился в 1945 году в Ташкенте. Его отец был известным просветителем и драматургом. Бегбуди — дрессировщик с большой буквы. Артисту доводилось работать не только с лошадьми.

— С какими еще животными вы работали?

— Я выступал с тиграми, жирафами, обезьянами и один раз со слонами.

Зрителям особо запомнилась его программа с белыми тиграми.

— А в каком возрасте вы начали карьеру дрессировщика?

— Когда мне было 17 лет, мой отчим Юрий Владимирович Дуров доверил мне дрессировку куниц. Потом были пони и зебра. Труднее всего было работать с зеброй. Очень капризное животное.

Бегбуди не только дрессировщик. Он 35 лет жонглировал. Но и этот номер тоже был связан с животными. Потому что жонглировал Сарват Мидхатович, стоя на лошади. Стать по-настоящему хорошим артистом очень сложно. Бегбуди помогли гены. Он продолжает цирковую династию. Мать тоже работала с лошадьми. Сначала была наездницей, а потом ушла в дрессуру. Двоюродный и родной братья Бегбуди — артисты цирка. Его сводная сестра Наталья Юрьевна Дурова тоже работает с животными. Жена Сарвата Мидхатовича очень талантливая дрессировщица Светлана Травникова. Она занимается дрессурой уже восемь лет. Супруги часто выступают вместе. Работать в цирке — это титанический труд. Да и сам цирк просто отдельный маленький мир со своими законами и традициями. И только человек, живущий в этом мире, сможет его понять. Жизнь артиста цирка это постоянные разъезды.

— Сарват Мидхатович, вам доводилось выступать заграницей?

— Да, я работал в Канаде, США, Австралии, Новой Зеландии, Германии, Голландии, Югославии и Бельгии. Еще меня приглашали в Китай, но я не поехал. Животные там часто болеют.

В Цирке Никулина Бегбуди выступал много раз. Кстати, он работал здесь на прошлый юбилей, когда цирку исполнилось сто лет. Тогда Сарват Мидхатович показал зрителям два номера с экзотическими животными. В первом участвовали носорог и жираф, а во втором перед публикой предстал жонглер верхом на лошади. На 850-летие Москвы Бегбуди выступал со знаменитым номером «Белые тигры». К 125-летию цирка на Цветном бульваре Сарват Мидхатович подготовил номер «Свобода лошадей».

— Наверное, дрессировать животных очень сложно?

— Очень. Нужно много терпения. Также необходимо знать способности каждого животного.

Любой номер состоит из нескольких элементов, и на отработку одного трюка могут уходить целые месяцы.

— Сарват Мидхатович, в чем сложность номера «Свобода лошадей»?

— На арене выступают сразу 12 лошадей. Трудно управлять ими на маленькой площади манежа.

Бегбуди сейчас единственный дрессировщик в России, которому удалось вывести на манеж одновременно 12 лошадей.

К сожалению, цирковое искусство в России менее развито, чем за рубежом. И дело здесь не в артистах, а в поддержке этой сферы культуры правительством. В Китае, например, правительство считает цирк достоянием и гордостью всей страны. Там существуют целые города, состоящие только из работников цирка. Китайские артисты очень уважают мастерство русских и многому у них учатся. Русский цирк известен всему миру.

— Сарват Мидхатович, много русских артистов работают за рубежом?

— Многие иностранные цирковые программы состоят на 80% из наших номеров.

Очень жаль, что правительство Российской Федерации не уделяет должного внимания цирковому искусству и гениям манежа. Кстати, цирковое искусство одно из самых древних. Еще в Древней Руси ни один праздник не обходился без скоморохов. Частичка, а зачастую и огромная доля цирковых номеров присутствует в эстраде и спорте.

— Дрессировка лошадей — это мужская работа?

— Несомненно! Иногда нужно держать животное, а это требует немалой силы.

— А как проходит сам процесс обучения?

— Сначала с каждой лошадью надо работать отдельно. После на арену выводятся по две лошади, потом по три и так до 12. Сначала нужно добиться того, чтобы лошади бежали вместе и ровно, и только потом отрабатывать перестроение. Сложные элементы отрабатываются на медленном шаге.

— Применяются ли какие-нибудь инструменты?

— Для дрессировки лошадей применяется специальная лента — лонжа. Она цепляется за удила (железная штанга, которая вставляется лошади в зубы). С ее помощью можно научить животное держать расстояние и подманивать его к себе. Еще необходимы два кнута. Шандальер — длинный кнут. Взмахом шандальера подается команда. И короткий — фарпайч. Вопреки расхожему мнению, кнуты не могут повредить лошади. Они очень легкие и часто изготавливаются из камыша.

Очень важен также подбор музыки.

— Сколько времени вы работали над номером?

— Два года.

Сарвату Мидхатовичу помогала его жена. У Светланы есть и собственный номер. Он называется «Вечерние Фантазии». В номере участвуют четыре великолепныe белые лошади. Начинается он с появления самого настоящего Пегаса. По задумке дрессировщицы, их должно было быть четыре. Но лошади очень своенравны, и носить крылья одна из них отказалась. Номер сорвался, пришлось в считанные дни переделать весь сценарий. Светлана блестяще справилась с этой проблемой. Номер получился очень эффектным. Сейчас Сарват Мидхатович готовит новую программу, и она тоже будет с участием лошадей.

Сарват Мидхатович — народный артист РФ, лауреат Международного конкурса в Монте-Карло, лауреат премии Ленинского комсомола. Различные награды и премии Бегбуди вручали так много раз, что все он даже не помнит.

Как и в любой профессии, в дрессуре есть конкуренция. Но, к сожалению, тягаться с Бегбуди никто не может. Нет талантов. Как сказал он сам: «Конный цирк в России вымирает». Сарват Мидхатович мечтает его возродить. Он задумал построить в Тверском цирке базу для отработки конных номеров. Но, к сожалению, начальство не поддерживает его в этом не легком деле. В любом заграничном цирке Сарвата Мидхатовича Бегбуди хорошо знают как гениального артиста и опытного дрессировщика. Ему часто предлагали пере

браться за границу. Но Бегбуди твердо решил вывести российский конный цирк на должный уровень. Да и просто не хочет уезжать своей страны.

Работа дрессировщика очень сложна. Часто артисты рискуют здоровьем и даже жизнью. Сам Бегбуди никогда не получал серьезных увечий от своих подопечных. Были случаи, когда лошадь откусывала руку или тигр задирал своего дрессировщика насмерть. Очень опасно работать с обезьянами. Эти животные весьма агрессивны. Сарват Мидхатович дрессирует только крупных обезьян. Например, шимпанзе.

— С какими животными вам больше всего нравится работать?

— С лошадьми. Они, кстати, труднее всего поддаются дрессировке. Если одна побежит, за ней понесутся все остальные. С этими животными не каждый сможет справиться. Даже после многих лет дрессировки лошадь может отказаться работать.

Также непросто бороться и с материальными проблемами, особенно с затратами на корм и перевозку животных. На содержание одного животного нужно целое состояние. А у Бегбуди в номере участвует целый табун. Раньше животных перевозили в товарных вагонах. Поезд мог идти по две недели. От таких длительных поездок животные сильно уставали. Сейчас транспортировка осуществляется на трейлерах. Такой способ гораздо быстрее и легче переносится лошадьми. Есть возможность делать остановки, во время которых лошади могут спокойно поесть и попить. Цирковая лошадь ценится на вес золота, поэтому ей нужны тщательный уход и забота. Иногда попадаются лошади просто уникальные. Только эти животные способны выполнить некоторые сложные номера. Но, к сожалению, такие рождаются редко. Лошади, как люди, — у каждой свой характер. Есть строптивые и злые. Такие того и гляди ударят, лягнут или укусят. Но есть работящие и покладистые. Они у Сарвата Мидхатовича любимые. Но вообще артист любит всех своих питомцев. Нрав лошади зависит и от ее породы.

— С какой породой проще всего работать?

— Приятнее всего работать с арабскими. К тому же они меньше других лошадей и поэтому им легче вставать надыбы.

— А с какой сложно?

— Ахалтекинская порода самая древняя и самая красивая. Но, к сожалению, дрессировать их сложно. Эти животные очень злые и часто кусаются.

Для возрождения конного цирка необходима поддержка правительства. Но оно почему-то на просьбы артистов отвечает бездействием. Для представителей власти, цирка как будто не существует, они даже не ходят на представления. Правда, Юрий Михайлович Лужков недавно посетил цирк на Цветном бульваре. От Российской Цирковой Компании тоже мало толку. Мало того, что Компания не выполняет свою задачу, не помогает цирку, но она душит его, не давая развиваться. Возникает резонный вопрос: нужна ли она вообще? Артисты русского цирка работают, можно сказать, бесплатно. Иногда им приходится сидеть без работы по 3–4 месяца. В таких случаях Росгосцирк платит артистам 50% от их оклада. По условиям контракта, которые, конечно, не соблюдаются, Российская Компания должна предоставить артисту возможность выступать 20 раз в месяц. Но это только на бумаге. Нынешний генеральный директор Российской Цирковой Компании, к сожалению, больше заботится о своем благосостоянии, чем о судьбе русского цирка. Чуть больше повезло тем, кто состоит в штате какого-либо цирка. Там зарплаты выше. А на что существовать другим артистам, не состоящем в штате, никто не знает. А ведь у многих из них семьи. Да и постоянная практика очень важна. Как может акробат выйти на арену, не тренировавшись полгода! Чтобы заработать на жизнь, артистам приходится продавать воздушные шарики в антрактах. Поэтому все молодые таланты стремятся уехать за рубеж, ведь там можно заработать несравнимо больше. А у нас даже звезды цирка получают гроши. Не исключение и Сарват Мидхатович. Когда Бегбуди участвует в представлении, выходным дням в его расписании просто нет места. Практически весь день Сарват Мидхатович на арене, а когда представление заканчивается, он репетирует новую программу. Бегбуди также является директором цирка в Твери и, конечно, очень много времени он проводит там.

За рубежом все иначе. Публика любит и ценит цирк. Люди не пропускают новые программы, часто ходят на представления, несмотря на то, что входные билеты стоят намного дороже, чем в нашей стране. И взрослые, и дети смеются и хлопают в ладоши. Даже принц Монако, большой поклонник и ценитель циркового искусства, забыв про солидность, не скрывает своего восторга. В иностранных цирках часто не хватает мест — так много желающих посмотреть представление.

— Сарват Мидхатович, кем вы хотели стать в детстве?

— Я рос в цирке и всегда мечтал стать дрессировщиком. А современная молодежь мечтает стать юристами или экономистами. И ее нельзя за это винить. Кто хочет работать бесплатно? Весь российский цирк держится лишь на энтузиазме его работников, как правило, среднего или старшего поколения. Артисты работают практически без выходных.

Чтобы получать хоть какие-то деньги, необходимо зарегистрировать номер в Российской Цирковой Компании. Так поступает большинство. Но это не всегда удается. Иногда эксперты Росгосцирка необоснованно бракуют номера, и артисту приходится начинать сначала. В таких условиях молодым талантам очень сложно выжить.

Каждый из нас в детстве был в цирке и запомнил этот праздник на долгое время. Цирк воспитывает детей и помогает им развиваться. Глядя на акробатов и силачей, хочется стать таким же сильным и ловким. Дрессировщики демонстрируют нам красоту и ум своих питомцев. Культуру любой цивилизованной страны сложно представить без циркового искусства. Даже подумать страшно о том, что если правительство и, в первую очередь, уважаемые граждане Российской Федерации не помогут таким замечательным людям как Сарват Мидхатович Бегбуди, цирка просто не станет. Да, нужны немалые средства, чтобы развивать цирк. Нужны новые цирковые школы. Но, несмотря на все невзгоды и трудности, наши артисты самые лучшие в мире. Попав на представление в Цирк на Цветном бульваре, я понял, что русский цирк это одно из культурных достояний нашей страны, и его просто необходимо сберечь.



Поделиться: