Великая американская джазовая певица
'Божественная' Сара Вон, получившая это прозвище за необычайную красоту своего голоса, была и остается одной из самых выдающихся джазовых певиц всех времен. Одной из первых она начала петь в манере боп-скэт. Обладая уникальным по тембру и широте диапазона голосом, Сэсси (Sassy), как звали ее многие, в совершенстве владела блюзовой интонацией, свингом и офф-битом. Кроме своего прославленного джазового вокала Сара прославилась исполнением в сонг-стиле - джазовых интерпретациях популярных лирических песен и шлягеров. Обладая диапазоном голоса в три октавы, Вон считалась самой лучшей вокалисткой периода бибопа. Победительница 'Грэмми', обладатель премий журналов 'Down Beat', 'Metronome' и 'EsquireСара', Вон записала при жизни множество десятков альбомов и огромное количество раз появилась в записях других музыкантов.
Сара Вон (Sarah Lois Vaughan) родилась в 1924 году в Ньюарке, штат Нью-Джерси (Newark, New Jersey), США. Отец ее, Эсбери 'Джейк' Вон (Asbury 'Jake' Vaughan), плотник по профессии, играл на пианино и гитаре; матушка, Ада Вон (Ada Vaughan), была прачкой, а в свободное время пела в местном церковном хоре. В Ньюарк ее родители перебрались во время Первой мировой войны из штата Вирджиния (Virginia). Сара была единственным их ребенком, а позже, в 60-х, родители ее удочерили некую Донну (Donna), дочь знакомой Сары.
Родители ее были людьми глубоко религиозными, и маленькая Сара много времени проводила в церкви New Mount Zion Baptist Church; она пела в церкви, а с 7 лет начала брать уроки фортепиано; позже ее частенько приглашали аккомпанировать.
Уже тогда современная музыка стала ее главным увлечением – по радио Сара слушала и узнавала новых музыкантов и группы, а, кроме того, ее так и тянуло на концертные площадки и в клубы. Со временем она и сама стала потихоньку, скрываясь от родителей, выступать в ночных клубах Ньюарка вроде 'Piccadilly Club'. Вскоре ее увлечение захватило Сару настолько, что она забросила учебу (училась она тогда в Newark Arts High School) и целиком посвятила себя музыке. Это было время, когда в знаменитом театре Apollo Theater в Гарлеме (Harlem) уже зазвучал джаз и начали выступать биг-бэнды. Их музыка настолько притягивала юную Сару, что противостоять этому она попросту не могла.
Есть мнение, что Саре Вон не пришлось долго и трудно карабкаться по крутому склону на пути к своей известности – она лишь оказалась в 'нужное время в нужном месте'. Есть, впрочем, и мнение, что лишь настоящий талант умеет заставить эти самые 'время и место' работать на себя. Итак, этим 'местом' оказался для Сары тот самый Apollo Theater в Гарлеме. В один из вечеров было объявлено, что представление уже тогда знаменитой Эллы Фитцджеральд (Ella Fitzgerald) будет предварено некой 'певичкой из Ньюарка', Сарой Вон. Шел 1942 год – это и было время, когда звезда Сары Вон прочно и надолго взошла на джазовый небосклон. На нее обратили тогда внимание все – от официантов клуба до самой Фитцджеральд. Многие попросту не поверили тогда своим ушам – ее пение было чем-то новым, не существовавшим прежде, до Сары! Дальнейшая ее судьба была предрешена; правда, до сих пор остается загадкой – кто же все-таки 'протолкнул' Сару именно тогда, в 1942-м. По разным источником, ее 'открывателем' мог быть Эрл Хайнз (Earl Hines), руководитель оркестра, и Билли Экстайн (Billy Eckstine), прекрасный певец, баритон (также работавший в оркестре Хайнза), который в тот вечер также пришел послушать Фитцджеральд. Известно лишь, что тогда, независимо от того, по рекомендации ли Экстайна, либо без нее, Хайнз оказался самым быстрым и немедленно нанял Сару на работу в свой оркестр.
На протяжении довольно недолгого Вон проработала в оркестре Хайнза, а также и в других коллективах.
В конце 1943 года она оставила оркестр Хайнза; в 1944 году, Билли Экстайн собрал собственный оркестр вместе с Диззи Гилеспи (Dizzy Gillespie), и она перешла к нему; в тот период она неоднократно выступала дуэтом с Билли; эта пара записала немало джазовых композиций, ставших классическими.
Известно, что Сара работала и в комбо Джона Керби (John Kirby), Тедди Уилсона (Teddy Wilson) и в других прославленных джазовых коллективах.
Дискография Сары Вон настолько обширна, что, вне всякого сомнения, заслуживает отдельной статьи, однако, даже далекому от джаза человеку знакомы такие названия, как 'I'll Wait and Pray', 'If You Could See Me Now', 'Don't Blame Me', 'Everything I Have is Yours', 'Body and Soul', 'That Lucky Old Sun', 'Thinking of You' и многие, многие другие.
В 50-х Вон работала под знаком 'Mercury Records', записав такие хиты, как 'Make Yourself Comfortable', 'How Important Can It Be', 'The Banana Boat Song', 'Misty'.
В 1946 году Сара вышла замуж за трубача Джорджа Тредуэлла (George Treadwell), с которым прожила до 1958-го года. Вторым ее супругом стал Клайд Аткинс (Clyde Atkins) – с 1958 по 1961 год. Уэймон Рид (Waymon Reed) был в 1978-1981-м ее третьим мужем. Известно, что Сара Вон так и не смогла родить собственных детей – в 1961-м она усыновила девочку по имени Дебра (Debra Lois), которая впоследствии стала актрисой, известной под именем Пэрис Вон (Paris Vaughan).
Известно и то, что жизнь певицы была полна парадоксов, и, несмотря на то, что многие ее друзья отзывались о ней прекрасно, была она, как и многие гениальные люди, полна 'своих тараканов'. Впрочем, личная жизнь настолько большой певицы меркнет в свете ее блестящей музыкальной деятельности.
С годами голос Вон становился глубже, а стиль - витиеватее и сложнее. Сама же Сара свой уникальный голос считала в некотором роде просто музыкальным инструментом – известно, что тексты песен никогда не играли для неё важной роли, оставляя главное музыке.
К сожалению, здоровье Сары пошатнулось в конце 80-х годов; ей пришлось отменить многие концерты. Позже был поставлен и диагноз – рак легких. Сколько могла, певица боролась с грозной болезнью, но после, устав, попросила отвезти ее домой, где она и скончалась. Произошло это 3 апреля 1990 года, всего за неделю до ее 60-летия. Похоронена Сара Вон на кладбище Glendale Cemetery в Блумфилде, штат Нью-Джерси (Bloomfield, New Jersey).