Российский и советский дирижёр, народный артист СССР (1937), лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1947, 1952).
В 1906 году окончил Тифлисскую консерваторию[1] по классу виолончели, играл в различных оркестрах. Позднее учился в Праге у Г. Вигана, в Париже у П. Казальса и в «Схола канторум».
Дебютировал как дирижёр в 1917 году, в течение двух лет работал в Петроградском театре оперы и балета, затем был главным дирижёром и художественным руководителем Ленинградского Малого оперного театра, с 1929 также преподавал дирижирование в Ленинградской консерватории (с 1934 — профессор). В 1936 был вызван в Москву, где возглавил Большой театр (до 1943). В 1943—1950 — главный дирижёр Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, руководил также оркестром Московской филармонии (1950—1957), Симфоническим оркестром Министерства культуры СССР (1957—1964).
Самосуд играл важную роль в музыкальной жизни СССР. Под его управлением состоялись первые постановки опер советских композиторов, среди которых — «Нос» (1930) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1934) Шостаковича, «Война и мир» Прокофьева (1946, в сокращённом варианте) и др.
«Золотой петушок» Римского-Корсакова (1923)
«Руслан и Людмила» Глинки (1937, новая сценическая редакция)
«Иван Сусанин» Глинки (1939);
«Иоланта» Чайковского (1940)
«Война и мир» С. С. Прокофьева (1946);
«Семья Тараса» Кабалевского (1947, 2-я редакция 1951); и др.
Самосуд также был основателем и первым художественным руководителем симфонического оркестра Всесоюзного радио (1953—1957) и оперно-симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения (с 1957).
Народный артист СССР (1937)
Сталинская премия второй степени (1941); за постановку оперного спектакля «Иван Сусанин» М.И .Глинки
Сталинская премия первой степени (1947); за постановку оперного Спектакля «Война и мир» С. С. Прокофьева
Сталинская премия второй степени (1952); за постановку оперного спектакля «Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского
Орден Ленина
2 других ордена, медали