Франкоязычный египетский политолог и экономист, исследователь глобализации, один из теоретиков неомарксизма и основоположников мир-системного подхода.
Самир Амин родился в Каире в семье медиков — египтянина и француженки. Своё детство и молодость провёл в Порт-Саиде. В Каире Амин посещал французскую высшую школу, которую окончил со степенью бакалавра в 1947. С 1947 по 1957 он учился в Париже, где получил дипломы в областях политических наук (1952)
, статистики (1956) и экономики (1957).
Пребывая в Париже, Самир Амин вступил во Французскую коммунистическую партию, но впоследствии дистанцировался от чересчур ортодоксального советского марксизма и связался с маоистскими кругами, а на протяжении некоторого времени даже оказывал влияние на буду
щих лидеров «красных кхмеров». С группой товарищей-студентов Амин издавал журнал «Антиколониальное студенчество» (Étudiants Anticolonialistes). В 1957 он представил свою диссертацию, одним из научных руководителей которой был Франсуа Перру. Первоначально она носила название «Истоки недоразвитос
ти — капиталистическое накопление в мировом масштабе», но впоследствии была переименована следующим образом: «Структурные эффекты международной интеграции докапиталистических экономик. Теоретическое исследование механизма, порождающего так называемые недоразвитые экономики».
После защиты диссерта
ции Амин вернулся в Каир, где с 1957 по 1960 сотрудничал с министерством экономики Египта и был управляющим в Études de l’Organisme de Développement Économique. Затем он покинул Египет и выехал в Бамако, где ему была предложена должность советника при министерстве планирования Мали, к
оторую Амин занимал в 1960—1963. В 1963—1980 он работал в Африканском институте ООН по экономическому развитию и планированию (Institut Africain de Développement Économique et de Planification; IDEP), расквартированном в столице Сенегала Дакаре. До 1970 он совмещал эту работу с преподавате
льской деятельностью в университетах Пуатье, Дакара и Парижа. В 1970 Амин возглавил IDEP и оставался его директором до 1980, когда он покинул своё учреждение и был приглашён на должность директора Форума Третьего мира в Дакаре.
В настоящее время директор Форума третьего мира (Дакар). Входит в ред
коллегию журнала «Review of International Political Economy».
Самир Амин — автор более чем 30 книг, включая «Империализм и неравное развитие», «Либеральный вирус — перманентная война и американизация мира», «Евроцентризм» «Спектр капитализма: Критика текущих инт
еллектуальных веяний» и «Устаревающий капитализм: Современная политика и глобальный беспорядок». В них Амин выступает с последовательной критикой глобального капитализма, неограниченно эксплуатирующего страны периферии, протестует против дегуманизирующего влияния рынка, атомизирующего общество и раз
ъединяющего солидарность людей, и называет капитализм «не концом, но отступлением» истории. Анализируя «Триаду» центра капиталистической мир-системы (США—Евросоюз—Япония), Амин приходит к выводу об отсутствии серьёзных экономических противоречий внутри «Триады», которое восполняется различиями в пол
итической культуре. Гоподство этого центра Амин объясняет монопольным контролем над передовыми технологиями, оружием массового поражения, современными средствами информации и т.д. Главным тормозом развивающихся стран является малоконкурентноспособная позиция, в особенности в борьбе за ивестиции. Доб
иться выхода можно лишь за счет большей или меньшей автономии от мировых центров. Сам Амин называет это термином «de-linking», что можно перевести как отключение, разрыв. В качестве примера можно взять СССР, отгородившийся от капиталистической мирсистемы «железным занавесом». Другим примером являетс
я Южная Корея, где не было такого всеподавляющего влияния государственной собственности, но крупные корпорации, т.н. «чеболы», сыграли ту же роль, что и государство в СССР. Критики Амина, как либералы, так и марксисты обычно отмечают, что страны, попытавшиеся осуществить de-linking сталкиваются с пр
отиворечием: им надо либо согласиться с отключением от мировой системы, что ведет к изоляции и застою, либо открывать экономику, что усилит внешнюю эксплуатацию страны.
Амин также интересуется идеологическими понятиями. По его мнению разделение понятий «свобода» и «равенство», характерное для аме