Я не хочу быть вторым. Знаете, это как будто говорят: «Ты отлично поработал, но, к сожалению, ты второй». Мы хотим быть первыми на этом рынке, а это подразумевает создание верной стратегии, подбора правильных людей и много труда.
Салим, как вы оказались в России?
- Я родился в Танзании, по происхождению наполовину иранец, наполовину англичанин, мой родной язык- суахили. Когда мне исполнилось семь лет, наша семья эмигрировала в Лондон, где прожила три года. В 1974 мы переехали в Канаду, там я прожил 20 лет.
У компании, в которой я работал, был бизнес в Москве, и мне предложили поехать в Россию.
13 лет назад я имел представление об этой стране только по новостям CNN и фильму «Рокки-3». Сейчас можно сказать, что это моя родина.
В России вы сразу начинали в бизнесе наружной рекламы?
- Я начинал как финансовый директор торгового холдинга.
В наружную рекламу пришел шесть лет назад. Один знакомый отправил мое резюме в News Corporation, и руководство предложило мне должность финансового директора (CFO) в компании News Outdoor Russia (NOR). После этого состоялся двухчасовой разговор с Максимом Ткачевым (президент News Outdoor Group. - B&FM), он рассказал о своих планах создать крупный рекламный холдинг из небольшой компании. Я согласился и до декабря 2004 года работал в NOR. С февраля 2005 года я возглавляю Gallery.
За два с половиной года Gallery превратилась в крупнейшего игрока на рынке наружной рекламы. Как вы оцениваете результаты этого периода?
- Это было очень интересное время. Когда я пришел в Gallery, это была маленькая компания, семейный бизнес, не было инфраструктуры, были проблемы с сервисом. У меня был план — создать оператора наружной рекламы национального масштаба. Мы заключили массу сделок, за полтора года приобрели около 25 компаний, в прошлом году выпустили облигации на $175 млн, привлекли двух новых инвесторов- Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Baring Vostok Capital Partners. В общем, я не спал и не ел, только работал и работал. Я не хочу быть вторым. Знаете, это как будто говорят: «Ты отлично поработал, но, к сожалению, ты второй». Мы хотим быть первыми на этом рынке, а это подразумевает создание верной стратегии, подбора правильных людей и много труда.
Отдыхать получается?
- Только в самолете. Я включаю плеер с 50 cent или Dr. Dre и в это время могу расслабиться.
У вас сильные соперники…
- За четыре года я хорошо изучил NOR и знаю их изнутри. То, чего они добивались десять лет, нам удалось за три года.
После всех покупок вы будете менять структуру компании?
- Сейчас идет процесс интеграции Gallery с нашим крупнейшим приобретением Westdia Media. Стараемся повысить эффективность бизнеса, минимизировать затраты.
Вы приобретаете компании вместе с персоналом?
- На первом этапе, когда нужно было создавать инфраструктуру, покупали с людьми, но сейчас, когда сформированы все подразделения, такой необходимости нет. Сейчас мы покупаем активы только с теми людьми, которые обеспечивают техническую поддержку рекламных мест.
Насколько востребованы рекламные места Gallery?
- В Москве у нас в среднем заполняется около 90% рекламных поверхностей, в регионах — 75—78%.
Будут ли еще покупки в России?
- Сейчас Gallery присутствует в 34 регионах — почти во всех городах с населением больше полумиллиона человек. Я думаю увеличить территорию охвата до 40 регионов. Больше не имеет смысла.
Планируется ли привлечение внешних инвесторов?
- Только что была достигнута договоренность с банком Morgan Stanley по привлечению инвестиций в Gallery. В результате дополнительной эмиссии и продажи 7,5% акций, принадлежавших Анатолию и Юрию Мостовым и Владиславу Захаровскому, банк через фонд Morgan Stanley Private Investments получит около 21% акций Gallery. Таким образом мы привлечем в акционерный капитал $50 млн. Кроме того, Morgan Stanley и Citigroup предоставят нам долгосрочный кредит на $100 млн с погашением в 2013 году.
Вы всегда предпочитаете иностранных партнеров по инвестициям?
- Из российских нам никто реальных предложений не делал.
Однажды мы пили кофе с представителем «Газпром-медиа», и после этого пошли слухи, что «Газпром» покупает Gallery.
А теперь мы готовы удивить рынок партнерством с Morgan Stanley, входящим в тройку крупнейших банков мира. С его помощью я надеюсь осуществить глобальные планы по расширению бизнеса и выводу Gallery на мировые развивающиеся рынки.
Почему сложилась такая ситуация, когда два крупнейших оператора наружной рекламы России продают доли в своем бизнесе?
- Зачем Gallery нужны инвестиции, я в общем уже объяснил.
А Руперт Мердок продает NOR, потому что понимает, что пройдет пять-шесть лет, и компания, которая присутствует в Восточной Европе и на Ближнем Востоке, но при этом 80% ее активов находятся в России, будет терять позиции. Последние годы NOR практически не растет, аМердоку нужно представлять, как будет развиваться компания в глобальном масштабе.
Кроме того, сейчас решается вопрос с покупкой Dow Jones, на это нужны деньги.
Возможно ли создать нового оператора национального масштаба в России?
- Сейчас на рынке нет места для крупных игроков.
Но ведь Gallery и NOR вдвоем занимают только 27% российского рынка, тогда как на развитых рынках три-четыре оператора в среднем держат около 80%.
- У России другая специфика, бизнес наружной рекламы появился здесь сравнительно недавно. Здесь 250—300 городов, и вряд ли появится оператор, который сможет охватить страну в таком масштабе. В ближайшие несколько лет здесь на пятерку самых крупных игроков будет приходиться только 30—35% рынка.
Станет ли российский рекламный рынок прозрачным?
- За последние пять лет отношения на рынке стали гораздо более цивилизованными.
Я поддерживаю инициативы Ассоциации коммуникационных агентств России и властей относительно регулирования рынка. Наружной рекламы в столице действительно слишком много, поэтому лишнее можно убрать. Мы должны стремиться к стандартам Лондона и Парижа.
Не приведут ли последние ограничительные меры властей, например введение конкурсных торгов рекламными местами, к повышению цен?
- Сейчас в Москве мы платим $7 млн за право заключить пятилетний договор аренды, и потом платим столько же ежегодно с разбивкой на месяцы. Если стоимость договора будет равна стоимости годовой платы, то это нормально. Я не думаю, что власти будут поднимать цены, это невыгодно для них. В целом же поправки к федеральному закону «О рекламе» способствуют установлению прозрачных отношений на рынке наружной рекламы.
Есть ли у вас защита от рисков, связанных с возможными изменениями ситуации на российском рынке, такими как в 1998 году?
- Последние годы рынок ритейла и потребительских товаров в России растет более чем на 30% в год. Наружная реклама сильно зависит от этого роста, и пока он будет продолжаться (а это перспектива следующих пяти-шести лет), будет расти и рекламный рынок.