Их удивительная способность выпускать пластинки с настроением «шестидесятых» стала главной отличительной чертой группы.
Вот уже тринадцать лет «Saint Etienne» по праву занимают место самой стильной группы в Англии. «Музыка дизайнеров и арт-директоров» - такое определение «Saint Etienne» получили из уст одного журналиста. И действительно, среди поклонников группы очень много творческих людей. Любая их композиция, будь то евро-поп-хит или гитарная баллада, размеренный трип-хоп или энергичный диско-хаус, обязательно несет в себе тот самый неповторимый налет экстравагантной стильности.
История «Saint Etienne» начинается со… столкновения в конце шестидесятых двух детских колясок в мясном магазине недалеко от небольшого английского городка Рейгейта. В одной коляске сидел двухлетний Боб Стэнли, во второй – годовалый Пит Уиггз… Впоследствии сталкиваться друг с другом им приходилось все чаще и чаще. Оба ходили в одну и ту же школу, а когда наступали каникулы – проводили их вместе, играя в настольный теннис и слушая музыку. «Боб начал покупать пластинки, когда ему было двенадцать. Мне же он всегда делал копии, - рассказывает Пит. А я, в свою очередь, много лет вообще не покупал никакие записи». Увлечение Боба музыкой не прошло бесследно: сейчас он – один из самых влиятельных коллекционеров музыки 60-х в Англии. Его коллекция пластинок настолько обширна, что недавно из-за тяжести винила у дома мистера Стэнли стал проседать фундамент.
В конце восьмидесятых Боб и Пит стали издавать самиздатовский журнал «Caff». «Мы писали статьи под глупыми псевдонимами. Он был Пит Суррил, я – Бобби Тинстар», - объясняет Боб. Одновременно с выпуском журнала Боб организовал небольшой независимый лейбл, на котором издавал ограниченным тиражом синглы разных инди-групп, таких, как «The Razorcuts» и «Pulp». Но главной мечтой обоих было создать свою группу. «Имя «Saint Etienne» появилось задолго до того, как мы стали группой, - вспоминает Боб. Правда, тогда еще мы не умели играть ни на одном инструменте».
Катализатором, который дал начало для появления «Saint Etienne», стал эйсид-хаус. Записанные в домашних студиях синглы «Bomb The Bass» и «Coldcut» возглавили первые строчки хит-парадов конца восьмидесятых, а альбомы, вроде «Three Feet High And Rising» проекта «De La Soul» превратили всю историю поп-музыки в одну громадную библиотеку сэмплов. С ее помощью любой человек, имеющий идеи и доступ к компьютеру, мог делать музыку. «Нам показалось, что если когда-то и можно делать все, что угодно, то тогда было самое время, - говорит Боб. «The Stone Roses» и «Happy Mondays» были по одну сторону, «S-Express» и «Bomb The Bass» – по другую. Казалось, можно просто взять и смешать обе эти стороны, и если бы это не сделали мы – сделал бы кто-то другой. Поэтому мы с легкостью и огромным удовольствием принялись за это дело!» Записанная за одну ночь кавер-версия старой песни Нила Янга «Only Love Can Break Your Heart» превратила фолк-вальсовый оригинал в настоящий клубный трэк, с легкозапоминающейся басовой линией, хип-хоповыми сбивками и сочным женским вокалом. Вокальную партию на первой записи «Saint Etienne» исполнила Мойра Ламберт, оригинальный трек с ее вокалом можно найти в первом альбоме «Foxbase Alpha».
Вторым синглом стала очередная кавер-версия. На этот раз была «переосмыслена» композиция «Let’s Kiss And Make-Up» кройдонского инди-дуэта «The Field Mice». Гитарной балладе был сделан яркий хип-хоповый «грим» и ремиксы от Пита Хеллера. В варианте «Saint Etienne» песня стала называться «Kiss And Make Up», а спела ее «подруга друга Пита» Донна Сэвэдж. Эта версия вышла позже на альбоме «You Need A Mess of Help To Stand Alone». Третий сингл «Nothing Can Stop Us» стал первым диском группы, окупившим расходы на его производство. Мелодическая линия песни была построена на сэмпле из старого хита Дасти Спрингфилд, а вокал принадлежал новому члену группы - Саре Крэкнелл. Жительница Винздора, Сара имела богатый послужной список – в ее предыдущих местах работы числились бары Нью-Орлеана (пение в гитарных поп-группах), несколько синглов с ныне позабытым танцевальным проектом «Lovecut dB» и громадное количество ролей в ужасных театральных постановках. «Я играла Еву Браун в спектакле «Южная конференция», - смеясь, вспоминает Сара. Общалась с нацистами и постоянно пребывала в обществе своего лучшего друга Гитлера». «Мы думали, она создана именно для этого, - говорит Пит. Боже, как мы ошибались!»
Дебютная пластинка «Saint Etienne» появилась в сентябре 1991 года. Ее название - «Foxbase Alpha» - было выдумкой группы. Так они называли вымышленное место, где все хорошо выглядят. «Мы были восхищены жизнью в Лондоне, - говорит Пит. После Кройдона Халлэвэй-Роуд казалась страной чудес». За альбомом последовали выход сингла «Join Our Club» и первые выступления на сцене - «Saint Etienne» из чисто студийного проекта постепенно превращались в полноценную группу. После неудачного опыта с ДАТ-магнитофоном в Ливерпуле Боб временно выпал из гастрольной жизни, а Сара и Пит отправились с концертами по всему миру, взяв в качестве разогревающей команды малоизвестную группу «Oasis».
Если настроение «Foxbase Alpha» представляло собой «праздник жизни» в столице, то следующий альбом 1993 года «So Tough» уже был более проблемным отражением той же темы. «Мы обнаружили, что Лондон - говно», - хихикает Пит. Синглы с альбома получились едва ли не самыми лучшими в истории группы: «Avenue», несмотря на простое название, оказался амбициозной спектральной сюитой, призраком гениального спейс-поп-продюсера шестидесятых Джо Мика, «Hobart Paving» - величественной балладой. В это же время Боб и Пит организовали лейбл «Icerink», давший миру такие имена, как «Shampoo» и Эрл Бартус.
«Хочется верить, что никогда не повторим того, что сделали, никогда не запишем один и тот же альбом дважды», - как-то заявил Боб. Альбом «Tiger Bay», выпущенный в 1994 году, подтвердил это высказывание: поп-музыка отошла на второй план, уступив место продолжительным песням-сюитам и фолк-композициям. Особым украшением пластинки стала композиция «On The Shore», вокальную партию которой исполнила вокалистка группы «Massive Attack» Шара Нельсон. После выпуска в 1995 году сборника хитов «Too Young To Die» (позднее выпущенном в расширенном варианте, как «Smash The System») музыканты решили устроить себе продолжительные каникулы. Сара занялась сольным альбомом, а Боб и Пит организовали еще один лейбл «EMIDISC», продолжали делать ремиксы всем, кто их об этом просил, а также диджействовать в легендарном «Heavenly Social» - клубе, открывшем миру «The Chemical Brothers», вдохновившем Фэтбой Слима и давшем рождение такому культовому стилю, как биг-бит. Ремиксовый двойник «Casino Classics», появившийся в 1996 году, вобрал в себя все лучшие «переосмысления» творчества группы от «Aphex Twin», «The Chemical Brothers», «Way Out West», «Monkey Mafia», Дэвида Холмса и многих других. Но после этого - два года молчания…
Когда «Saint Etienne» вернулись в 1998 году, их звучание сильно изменилось. Новый альбом «Good Humor», записанный в Швеции и спродюсированный Тере Йоханссоном (ранее работавшим с «The Cardigans») явил миру новых «Saint Etienne» с духовой секцией вместо привычной кучи сэмплов. «Good Humor» получился настоящим поп-альбомом в самом лучшем значении этого слова - легкие, запоминающиеся мелодии, удивительно чистое атмосферное звучание, отличный концептуальный дизайн обложки и «заметки на полях» от автора культового произведения «Generation X» Дугласа Коупленда. «Мы всегда были популярны в Швеции, но рецензии на «Good Humor» в основном были о… местных барах, в которых нас видели, что весьма странно», - удивляется Пит. Пока шведские журналисты выясняли алкогольные пристрастия «Saint Etienne», группа тем временем записывала музыку к фильму о перипетиях лесбийской жизни с участием Брук Шилдс и Паркера Пози «The Misadventures Of Margaret». Саундтрэк, вышедший в Японии ограниченным тиражом, получился более пугающим, чем сам фильм.
Сотрудничество «Saint Etienne» и немецких пост-рок-техно-нео-краут-рок-пионеров «To Rococo Rot» легло в основу их альбома 2000 года «Sound Of Water». «Мы приняли решение не включать в пластинку ничего, что бы звучало как потенциальный сингл, - объясняет Боб сотрудничество с «To Rococo Rot». Мы захотели, чтобы альбом был, как поток.» В запись диска также внесли cвою лепту Шон О’Хаган («High Llamas» / «Stereolab»), который отвечал за струнные и духовые аранжировки, и гитарист группы «Doves» Джез Уильямс. Намеренное исключение из пластинки заведомо хитовых композиций вызвало недоумение в рядах поклонников, однако в целом альбом продавался хорошо.
После «Sound Of Water» группа опять пропала на 2 года: за это время музыканты успели обзавестись семьями и детьми и подготовить материалы для нового альбома, который в некоторой степени стал продолжением предыдущей пластинки. Только теперь хитовые песни намеренно игнорировались для выпуска в качестве синглов. Видимо, группа решила «продвигать» те песни, которые им ближе. Диск «Finisterre», вышедший осенью 2002 года, стал, пожалуй, лучшим за всю историю группы. Звучание пластинки уже с большим трудом поддается критике, поскольку оно вышло за рамки «просто музыки».
Дискография «Saint Etienne» включает в себя бесчисленное количество релизов. Почти все ранние альбомы группы, выходившие в Штатах, имеют различия по содержанию и оформлению. Кроме того, отличительной чертой «Saint Etienne» является выпуск так называемых «континентальных» релизов. Так, только в Японии были выпущены «Continental» и «The Misadventures Of Saint Etienne», только в Америке - «Places To Visit» и «Interlude», а также ограниченный тираж «Good Humor» с бонус-альбомом «Fairfax High», только в Испании - «Shower Scene». Многие из этих пластинок сейчас найти достаточно трудно, а их стоимость порой превышает цену обычного компакт-диска в несколько раз. Но самой главной коллекционной ценностью обладают релизы, выпущенные «Saint Etienne» специально для членов их фан-клуба. Начиная с 1995 года, было выпущено 6 таких дисков: «I Love To Paint», «Xmas ‘95», «Valentines Day ‘97», «Xmas ‘98», «Built On Sand» и «Asleep At The Wheels Of Steel». Цены на них с каждым годом растут со скоростью света. Так, в 2002 году на интернет-аукционе eBay диск «I Love To Paint» был продан за 750 фунтов стерлингов.
В ближайших планах группы - запись новой пластинки, выпуск сборника ремиксов (рабочее название - «Casino Classics II») и очередной сольный альбом Сары Крэкнелл.