Первые лица Большого балета — о возможном заместителе пострадавшего худрука.
В ближайшее время в Большом театре будет назначен исполняющий обязанности худрука балета на время лечения Сергея Филина, пострадавшего в результате покушения 17 января. Об этом «Известиям» сообщила пресс-секретарь театра Катерина Новикова. «Известия» попросили первых лиц Большого балета спрогнозировать важное назначение.
Балетмейстер-репетитор Марина Кондратьева и премьер Дмитрий Гуданов считают, что наиболее вероятной фигурой является заведующий балетной труппой Руслан Пронин.
— Сколько я работаю, обычно исполняющим обязанности становится заместитель. Сейчас заместителем Сергея Филина является заведующий труппой, — сказал г-н Гуданов.
— Руслан Пронин работал с Филиным рука об руку и находится в курсе дел, — отметила Марина Кондратьева.
С точки зрения трудового законодательства совмещение двух должностей на время болезни штатного сотрудника является обычной практикой.
— Если какой-либо сотрудник будет временно исполнять обязанности худрука с сохранением своих основных обязанностей, будет издан приказ о совмещении должностей и заключен трудовой договор на совмещение. Он может быть срочным либо с формулировкой «до выхода на работу штатного сотрудника», — рассказала «Известиям» специалист по трудовому праву в Союзе театральных деятелей России Анастасия Рубина.
Однако наиболее вероятный кандидат на должность г-н Пронин сообщил «Известиям», что совместить две должности при таком объеме работ — неподъемная задача.
— На обсуждении с гендиректором я сказал, что корректнее было бы назначить на эту должность кого-то из народных артистов. Объем работы такой, что одному человеку не справиться одновременно и с менеджментом театра, и с творческой деятельностью. Я готов работать с любым человеком, во всем помогать, — заявил г-н Пронин.
Еще одна вероятная кандидатура — балетмейстер-репетитор Борис Акимов. На данный момент из всех представителей балетной труппы лишь у него есть опыт руководства Большим балетом, он был худруком БТ с 2001 по 2003 год.
— Естественно, опыт у меня есть, я прошел огонь и воду. Но предложений мне не поступало и переговоров не было. Эта работа — очень тяжелая, надо ориентироваться и внутренне, и внешне, делать составы, регулировать труппы, — сказал «Известиям» г-н Акимов.
Еще одно решение, которое может принять гендиректор Большого театра Иксанов, — поставить у руля театра не одного руководителя, а коллегиальный худсовет из педагогов театра.
Марина Кондратьева отметила, что такое решение было бы удачным.
— К идее худсовета отношусь очень хорошо. При Григоровиче у нас был худрук и был худсовет, независимые друг от друга. Мне пока никаких предложений войти в худсовет не поступало.
С точки зрения трудового законодательства исполнение обязанностей худрука коллегиальным органом — художественным советом — возможно, и такое решение находится в пределах компетенции дирекции театра, — отметила Анастасия Рубина.
Однако не сразу понятно, как в таком случае будет оформляться договор и выплачиваться заработная плата, или, по словам юриста, люди просто соберутся «ради театра, на добровольных началах замещать человека, попавшего в беду».
До 1995 года, когда художественным руководителем балетной труппы Большого театра был Юрий Григорович, худрук и худсовет были независимы друг от друга.
— Значит, в театре есть старое Положение о худсовете, есть упоминание худсовета в Уставе театра, следовательно, юридических проволочек быть не должно, — заключила Анастасия Рубина.
Однако большинство опрошенных «Известиями» сошлось на мысли, что коллегиальное руководство застопорило бы работу труппы.
Руслан Пронин отметил, что в коллективе кто-то должен принимать окончательное решение и нести за него ответственность.
В необходимости иметь только одного руководителя уверена и прима-балерина Светлана Захарова.
— Худсовет в театре всегда необходим, но последнее слово должно быть за руководителем, — сказала г-жа Захарова.
Еще одной кандидатурой на пост заместителя Филина является Александр Ветров, с которым худрук постоянно советовался в последнее время. Закончив карьеру в Большом театре, танцовщик в 1997 году уехал в США, где выступал как ведущий солист балетов Индианаполиса, Балета Талсы, «Арлингтон балета» и др. В Большой г-н Ветров вернулся в 2011-м, заняв пост педагога-репетитора. В данный момент под его руководством занимаются премьеры Дэвид Холберг и Семен Чудин. С 2002 года г-н Ветров был арт-директором «Арлингтон-балета».