Теория игр, теория графов, аэродинамика – перечень интересов Руфуса Айзекса был всегда довольно широк. Более всего удавалась Айзексу одна область, теория 'дифференциальных игр'. Как же игры помогли ученому прославиться на весь мир?
Руфус Филип Айзекс – американский ученый, специалист по теории игр. Более всего прославился проводившимися в 50-х и 60-х исследованиями по дифференциальным играм.
Родился Айзекс в Нью-Йорке. В 1936-м он получил диплом бакалавра в Массачусетском Технологическом Институте, в 1942-м – диплом магистра и степень доктора наук в Колумбийском Университете.
После войны Айзекс некоторое время работал в Университете Нотр-Дам; увы, уже в 1947-м ему пришлось уйти с этой работы из-за проблем с заработной платой. С 1948-го и вплоть по зимы 1954-1955 Руфус работал в корпорации 'RAND'. Занимался он решением задач, сводившихся к классическим играм типа 'преследование-уклонения' с нулевой суммой для двух игроков. Ярким примером такой игры может послужить разработанная самим Айзексом игра 'Принцесса и Чудовище'; исследование этой игры и анализ оптимальных стратегий для неё продолжается по сей день. Точно подробности работы Руфуса Айзекса в 'RAND' известны немногим, так как большая часть его исследований носила характер засекреченный и широкой огласке не предавалась. Лишь позже, когда Айзекс опубликовал свой классический труд по дифференциальным играм, кое-какие подсказки о его предыдущей деятельности у публики появились; впрочем, к тому моменту с 'RAND' ученый уже 10 лет как расстался.
Математические изыскания Айзекса касались прежде всего анализа дробных порядков, теории графов, теории чисел и аналитических функций. Определенных результатов Айзексу добиваться удавалось с впечатляющей регулярностью; так, в ходе своих изысканий в области теории графов Руфус открыл два первых конечных семейства снарков. Айзекс сумел обобщить ранее существовавший метод Блануша и определить, как с его помощью можно построить два бесконечных семейства снарков; графы одного из этих семейств называется 'цветами', графы другого – снарками Блануша-Декарта-Секереша. Кроме того, Айзексу удалось найти 30-вершинный снарк, не принадлежащий ни к первому, ни ко второму семейству (так называемую 'двойную звезду').
Занимался Айзекс и прикладной математикой; его интересовали аэродинамика, оптимизационные задачи, упругость материалов и дифференциальные игры (в конечном итоге его и прославившие). После ухода из 'RAND' Руфус трудился преимущественно в оборонной и авиационной индустрии. В разное время ему довелось поработать с целым рядом выдающихся ученых-исследователей, вроде Ричарда Беллмана (Richard E. Bellman), Леонарда Берковица (Leonard D. Berkovitz), Дэвида Блэкуэлла (David H. Blackwell), Джона Данскина (John M. Danskin), Мелвина Дрешера (Melvin Dresher), Уэнделла Флеминга (Wendell H. Fleming), Ирвинга Гликсберга (Irving L. Glicksberg), Оливера Гросса (Oliver A. Gross), Сэмюэла Карлина (Samuel Karlin), Джона Милнора (John W. Milnor), Джона Нэша (John F. Nash) и Ллойда Шепли (Lloyd S. Shapley). Очень много Руфус сделал для развития теории математической оптимизации; помимо прочего, он работал с такими фундаментальными концепциями, как динамическое программирование и принцип максимума Понтрягина. Теории, введенные Руфусом Айзексом, по сей день активно используются в экономике и других областях научного знания.
В 1942-м Айзекс женился на Роуз Барков (Rose Barcov); впоследствии у них родилось две дочери.
В 2003-м исполнительный совет Международного общества динамических игр создал премию 'за выдающийся вклад в теорию и приложение динамических игр'; вручается эта премию двум ученым на каждом из симпозиумов Общества и названа в честь Руфуса Айзекса. К текущему моменту премии Айзекса удостоено уже 12 ученых.