Рубиновая Атака" - группа, исполнявшая жесткий ритм-энд-блюз и все 70-е году стабильно державшая первое место в рейтинге популярности столичных англоязычных рок-коллективов.
В основании истории "Рубиновой Атаки" лежит группа "The Saints" ("Святые"), которую в 1967 году в подвале ЖЭКа на Петровско-Разумовской улице организовали Евгений Авилов (бас), Александр Меншагин (барабаны), Юрий Водопьянов (вокал), Владимир Рацкевич (гитара) и Алексей Тегин (гитара). Группа исполня
ла произведения из репертуара "The Shadows", "The Ventures", "The Beatles", "The Monkees" и др.
В 1968 году Владимир Рацкевич (гитара) и Алексей Тегин (гитара) собрали собственную группу - "Рубины". Кроме них в состав вошли Сергей "Баски" Лешенко (бас, вокал) и Александр Самойлов (барабаны). Первы
й концерт новой группы состоялся зимой 1967 года на репетиционной базе, в актовом зале Института физики земли им. О.Ю. Шмидта после торжественного заседания. "Рубины" исполняли инструментальные обработки "Битлз" и "Шедоуз". На следующий после концерта день заведующий залом вызвал к себе музыкантов и
заявил: "Такой джаз нас не устраивает. Нам нужен настоящий танцевальный оркестр". После этого "Рубинам" пришлось искать новую репетиционную базу.
После того, как в 1969 году группу покинул Тегин, "Рубины" ради усиления названия были переименованы в "Рубиновую Атаку". Зато запел Баски и у группы по
явился голос, ведь раньше и "Святые", и "Рубины" исполняли исключительно инструментальные композиции. Но репертуар группы по-прежнему составляли только англоязычные песни, так как по мнению Рацкевича "рок-музыка должна исполняться на языке оригинала".
Летом 1972 года, когда Лешенко и Самойлов уеха
ли отдыхать на юг, Рацкевичу захотелось поиграть жесткое буги (дух Вудстока был тогда силен в Москве) и он позвал для этого ритм-секцию из группы "Садко", базировавшейся вместе с "Атакой", т.е. - Александра Зайцева (бас) и Сергея Шевелева (ударные), коллеги которых (Ситковецкий и Кельми) также свали
ли на море. Проект получил название "Високосное Лето", да так и остался, когда двое других музыкантов "Садко" вернулись в столицу, а Рацевич вновь присоединился к Лешенко и Самойлову. А 1973 году, после реорганизации, произошедшем в "Високосном Лете" Зайцев и Шевелев сменили в "Атаке" Самойлова и Ле
шенко. (Именно этот состав снят в знаменитом фильме, ставшем артефактом, "Шесть писем о бите".)
В 1976 году вновь меняется состав: с Рацкевичем теперь работают Илья Дубровский (вокал, бас) и Борис Панкратов (ударные). Группа меняет и стили, и имидж, пробуя себя то в жестком харде, то в
глэме, многое из этого Рацкевич делает в Москве первым. Из-за постоянных преследований властей группа постоянно вынуждена поменять свое название, и на сцену выходит под именем "Цитадель". В 1980 году она стала называться "Теннис" (1980) - но это все равно Рацкелла.
В 1981 году происходит новая пер
емена состава, с Рацкевичем играют Андрей Туманов (бас, позже - "Альянс") и Сергей Сафонов (ударные, позже - "Альфа"). В 1982 году Рацкевич вернул группе старое название "Рубины", тем паче, что в составе вновь появился Баски. Третьим участником группы стал Александр Журавлев, игравший на клавишном а
грегате "Casio", а четвертым - драмс-машинка. Этот состав стал победителем фестиваля в Долгопрудном в 1983 году.
В 1984 году Рацкевич вместе с клавишником Николаем Ширяевым собирает проект "Вектор", исполнявший танцевальную музыку в стиле брэйк-дэнс. На сцену вместе с музыкантами выходит танцеваль
ная брэйк-дэнс-группа. В то время это считалось верхом крутизны. Разумеется, в конце 80-х Рацкевич двинулся дальше в толщу музыкальных экспериментов и вместе с клавишником Олегом Литвишко проник в сферу нью-эйджа и электронной музыки, где и находится по сей день.
В 1988 г. Рацкевич вместе с Шумовы
м создали объединение "Лава" для поддержки музыкантов, играющих "нестандартную музыку с радикальными элементами". В 1989 г. "Лава" инициировала на фирме "Мелодия" выпуск 4 пластинок с записями экспериментальной музыки, на которых вышли в свет композиции "Ночного Проспекта", "Союза композиторов" Васи
лия Шумова и самого Рацкевича.
В том же 1989 году Сергей "Баски" Лешенко и Илья Дубровский возродили под лейблом "Рубиновой Атаки" концертный состав, исполняющий рок-н-рольные стандарты, - в него также вошли Сергей Шевелев ("Рубиновая Атака"-73, барабаны), и несколько молодых музыкантов - Котов Ник
олай (ударные), Георгиев Александр (ритм-гитара), Пономарев Дмитрий (клавиши). "Жаль, что без меня!" - прокомментировал это событие Рацкевич.
В 1993 году Баски собрал группу "Juk box" в сотаве: Баски - вокал, гитара, Евгений Полянский - бас, Александр Карпет - гитара, Юрат Харуллин - клавиши, Алекс
ей Сикорский (брат Александра Сикорского, руководителя старинной группы "Атланты") - барабаны. Впрочем, барабанщиков в "Juk box" сменилось довольно много, последним работал Николай Быков, выступающий сейчас в составе Рацкевича. Последний год Баски играл вдвоем с Евгением Полянским, пересевшего за кл
авиши. "Juk box" по-прежнему исполнял традиционную музыку и просуществовал до февраля 1997 года. Ныне Баски пишет музыку в экспериментальных жанрах.
То, что делает Рацкевич сегодня, можно назвать музыкальным фри-стайлом. Это сочетание совершенно разной музыки, от рок-н-роллов в электронной обработк
и и переработки классики до совершенно абстрактных форм. Рацкевич и Литвишко написали множество музыкальных заставок для программы "Взгляд" и Авторского телевидения.
1990 "Задача в общем виде" ("Мелодия") - LP
1991 "Квадрат спасения" ("Мелодия") - LP
1991 "Бе