Русский актер, режиссер. Народный артист СССР (1946). Родился в армянской семье. В 1918 – студент юридического факультета Московского университета, но по окончании первого курса решил посвятить себя театру.
В 1919 поступил в драматическую студию Ф.И.Шаляпина, в 1920 – в студию Е.Б.Вахтангова (З-я Студия МХТ, с 1926 – Театр им. Евг. Вахтангова). Роли, сыгранные молодым актером в спектаклях Вахтангова, – Грек Дымба (чеховская Свадьба, 1920), Жозеф (Чудо святого Антония М.Метерлинка, 1921), Труффальдино (Принцесса Турандот К.Гоцци, 1922) – открыли его природную грацию, изящный комедийный дар, склонность к эксцентрически острому сценическому рисунку.
В 1921 Симонов начал режиссерскую деятельность. В 1926–1938 – актер и режиссер Театра им. Евг. Вахтангова, с 1939 и до конца жизни, оставаясь актером, – художественный руководитель театра. В 1920–1930-е годы одновременно руководил тремя Армянскими студиями, Узбекской студией и «Театром-студией под руководством Р.Н.Симонова». Среди лучших ролей Симонова-актера – Аметистов (Зойкина квартира М.Булгакова, 1926), Костя-Капитан (Аристократы Н.Погодина, 1935), Бенедикт (Много шума из ничего Шекспира, 1936), Олеко Дундич и Сирано де Бержерак (о.п. А.Ржешевского, М.Каца и Э.Де Ростана, обе 1942; Государственная премия, 1943, за исполнение обеих ролей), Доменико Сориано (Филумена Мартурано Э.Де Филиппо, 1956). Ликующей легкостью, талантом
импровизации были отмечены его Бенедикт и Хлестаков в гоголевском Ревизоре (1939), в умной насмешливости и блеске Сирано звучала горестная нота одиночества, а в Косте-Капитане за небрежной манерой поведения человека с темным прошлым виден медленный и трудный процесс нравственного перерождения. Жизнелюбием, иронией, лирической грустью, душевной теплотой наполнял актер образ Доменико Сориано. Внимание к форме сочеталось у Симонова-актера с интересом к психологическому решению образа.
Жанровое многообразие характерно и для Симонова-режиссера. Выбрав для своего первого в Студии им. Евг. Вахтангова спектакля водевиль Д.Ленского Лев Гурыч Синичкин (1924), он на протяжении творческого пути не оставлял этот и близкие ему жанры, зачастую (как, например, в Мадемуазель Нитуш Д.Эрве, 1944) превращая, по словам поэта П.Антокольского, «пустенькую оперетку в поэтическую комедию». Одновременно Симоновым были созданы и спектакли драматического звучания. Глубина психологического анализа и отточенность формы характерны для его постановок классики – Фома Гордеев М.Горького (1956), Живой труп Л.Толстого (1962) и др. В 1933 была поставлена Интервенция Л.Славина, в 1937 – Человек с ружьем
.Погодина (представивший Б.В.Щукину возможность сыграть Ленина, одну из лучших своих ролей); в годы войны – Фронт А.Корнейчука, где прием обращения актеров прямо в зрительный зал звучал в 1942 особенно актуально. Постановка в 1949 Заговора обреченных Н.Вирты была отмечена Государственной премией (1950).
Последняя режиссерская работа Симонова –Варшавская мелодия Л.Зорина (1967) – отмечена вкусом к хорошей драматургии и тем артистизмом, изяществом формы, которые всегда были свойственны ему как художнику. За постановку пьес классического и советского репертуара Симонову в 1967 была присуждена Ленинская премия. Режиссер драматического театра, он поставил ряд оперных спектаклей в Большом театре: Абессалом и Этери З.Палиашвили (1939), Черевички П.Чайковского (1941), Кармен Ж.Бизе (1945), Фауст Ш.Гуно (1961). Снимался в кино, за роль Осман-Паши в фильме В.Пудовкина Адмирал Нахимов (1947) актеру в том же году присуждена Государственная премия.
С 1924 Симонов преподавал в училище при Студии Вахтангова (ныне Театральное училище им. Б.В.Щукина), профессор с 1946. Ученик Вахтангова, Симонов через всю творческую жизнь пронес верность художественным традициям великого режиссера