Французский романист и драматург Роже Мартен дю Гар родился в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен, в зажиточной семье, ведущей свое происхождение из Бургундии и Лоррена.
Роже был старшим из двух детей. Его отец, Поль Эмиль Мартен дю Гар, и дед были юристами; мать, урожденная Мадлен Жанна Вими, происходила из семьи биржевого маклера. Когда Роже было около 10 лет, он подружился в школе с мальчиком, писавшим пьесы, и с этого времени сам, как он впоследствии вспоминал,
загорелся желанием стать писателем.
В 11-летнем возрасте М.д.Г. отправили в католическую школу Эколь Фенелон, где мальчик попадает под влияние аббата Марселя Эбера, одного из вождей французского неотомизма (движения внутри католической церкви, которое стремилось к пересмотру церковных догм в свете
современной науки и философии и потому считалось еретическим в начале XX в.). Со временем М.д.Г. отошел от католицизма, но с Эбером у него установились близкие, дружеские отношения, которые сохранились вплоть до смерти священника в 1916 г.
М.д.Г. был нерадивым студентом и учился неважно, поэтому от
ец отправил его к профессору Луи Меллерио, который несколько месяцев давал юноше частные уроки. Попав в интеллектуальную среду, где от него требовалось много читать и ничего не принимать на веру, он развил в себе привычку к регулярному труду и приобрел то, что он впоследствии называл 'исследовательс
кой жилкой'.
В 17-летнем возрасте по совету Эбера М.д.Г. прочитал 'Войну и мир'. Толстой произвел на молодого человека неизгладимое впечатление, желание писать самому после этого окрепло еще больше.
Вскоре Роже поступает в Сорбонну, однако, провалившись на экзамене, уходит из университета и в том
же году поступает в Эколь де Шарт, высшее архивно-историческое учебное заведение. Хотя впоследствии М.д.Г. говорил, что не знает, почему он выбрал именно эту специальность, она сыграла огромную роль в развитии его писательской техники, в основе которой лежала педантичная научная методология, заложен
ная еще профессором Меллерио.
В 1905 г. М.д.Г. получил диплом палеографа-архивиста за работу об аббатстве Жюмьеж под Руаном. Через год молодой человек женится на Элен Фуко, дочери парижского юриста.
Поселившись в Париже, М.д.Г. задумывает длинный, в духе Толстого роман о сельском священнике, пр
ототипом которого, возможно, был его наставник Эбер. Однако после полутора лет работы начинающий писатель понимает, что роман такого масштаба ему не по силам. Глубоко подавленный, М.д.Г. терзается тяжелыми сомнениями относительно своего призвания; в 1907 г. у него рождается дочь Кристина, будущее ко
торой он должен обеспечить, и вот весной 1908 г., буквально за несколько недель, что называется - на одном дыхании, М.д.Г. пишет 'Становление' ('Devenir!'). историю человека, который хочет стать писателем, однако все его попытки что-то сочинить, а также обрести личное счастье заканчиваются крахом. П
исатель издает этот роман на собственные средства - и с этого момента становится профессиональным литератором.
Приступив к работе над следующим произведением, которое он собирался назвать 'Мариз' ('Marise'), М.д.Г. вновь чувствует, что его возможности не соответствуют его амбициям, и начинает искат
ь темы, более близкие его жизненному опыту. Вообще взыскательность была отличительной чертой М.д.Г., который нередко сжигал свои рукописи, если находил их неудовлетворительными. Отказавшись от 'Мариз', М.д.Г. пишет роман 'Жан Баруа' ('Jean Barois', 1913), ставший первым значительным произведением пи
сателя, принесшим ему успех. Используя новаторскую для того времени технику совмещения диалога и исторического документа, М.д.Г. изображает молодого человека, мятущегося между рационализмом и верой. В романе дается яркая картина политического скандала, разыгравшегося вокруг офицера французской армии
Альфреда Дрейфуса, - скандала, оказавшего разрушительное действие на всю структуру французского общества конца XIX - начала XX вв. 'Жан Баруа' был издан по рекомендации Андре Жида, который стал близким другом М.д.Г. и с которым он многие годы вел переписку.
Во время первой мировой войны М.д.Г. слу
жит во французской армии на Западном фронте. Демобилизовавшись в 1919 г., он некоторое время работает в парижском театре, а в 1920 г. переезжает в имение родителей в Центральной Франции, где начинает писать свой знаменитый роман 'Семья Тибо' ('Les Thibault'), 8 томов которого выходили с 1922 по 1940
г. В романе, действие которого происходит в первое двадцатилетие XX в., изображены две буржуазные семьи, одна - католическая, другая - протестантская. Повествуя о жизни двух главных героев, братьев Тибо - Жака.
социалиста и революционера, и Антуана, врача, придерживающегося более консервативных вз
глядов, - автор показывает упадок предвоенного общества. 'Семья Тибо', как и другие книги М.д.Г., писалась в жанре roman fleuve (буквально - многотомного романа) - детального, основанного на исторических документах повествования. В 1931 г. писатель попадает в автомобильную катастрофу и вынужден два
месяца пролежать в больнице. За это время он пересмотрел план оставшихся частей романа, переработал финал, а главное, сменил акценты, обратившись, как в 'Жане Баруа', к технике исторического документа. По мнению английского критика Мартина Сеймура-Смита, 'Семья Тибо' 'впечатляет подробностями, релье
фностью главных персонажей, своей честностью; из крупных романов нашего века 'Семья Тибо' - самый трагический'.
В 1937 г. М.д.Г. присуждается Нобелевская премия по литературе 'за художественную силу и правду в изображении человека, а также наиболее существенных сторон современной жизни'. Остановивш
ись подробнее на романе 'Семья Тибо', член Шведской академии Пер Хальстрем отмечает, что, 'подвергнув человеческую душу скрупулезному и скептическому анализу, М.д.Г. в конце концов превозносит идеализм человеческого духа'. В ответной речи М.д.Г. высказался против догматизма, которым, по его мнению,
характеризуется жизнь и мышление людей XX в. Он приветствовал 'независимую личность, которая избегает соблазна фанатичных идеологий и сосредоточена на самопознании'. В то время когда Адольф Гитлер угрожал Европе новой войной, М.д.Г. выразил надежду, что его творчество 'может служить не только литера
туре, но и делу мира'.
В годы создания 'Семьи Тибо' М.д.Г. написал также 'Африканское признание' ('Confidence africaine', 1931) - весьма откровенную историю о кровосмешении, 'Молчаливого' ('Un Taciturne', 1932) - психологическую пьесу, в которой сказался интерес писателя к гомосексуализму, а также
'Старую Францию' ('Vieille France', 1933) - циничное и язвительное описание французского крестьянства, повесть, нехарактерную для его творчества и по интонации, и по теме. После 1940 г. писатель 17 лет работает над романом-эпопеей 'Дневники полковника Момора' ('Les Souvenirs du colonel Maumort'), та
к и оставшимся незавершенным. М.д.Г. умер от сердечного приступа в своем нормандском особняке в возрасте 77 лет.
На протяжении всей жизни М.д.Г. был человеком необщительным, крайне замкнутым, полагавшим, что за писателя должны говорить его книги. За несколько месяцев до смерти он привел в порядок с
вои бумаги, в т.ч. огромную переписку и дневник, который он вел с 1919 по 1949 г.; и письма, и дневник по его распоряжению были переданы в Национальную библиотеку в Париже, где хранились нераспечатанными на протяжении 25 лет. Однако, несмотря на скромность, нежелание быть на виду, М.д.Г., как пишет