Французская модистка и портниха, создававшая наряды для королевы Марии-Антуанетты (Queen Marie Antoinette). Роза Бертен считается первым знаменитым французским дизайнером, а придуманные ею платья дошли до нас на портретах королевы, в том числе на замечательном портрете Марии-Антуанетты с детьми, принадлежащем кисти французской художницы Луизы Элизабет Виже-Лебрен (Louise Elisabeth Vigée Le Brun). На нем королева одета в простое и вместе с тем изысканное платье красного бархата, отделанное тонким кружевом.
Будущий 'министр моды' появилась на свет 2 июля 1747 года в пикардийском городке Абвиль на севере Франции (Abbeville, Picardie, France), в семье со скромным достатком. Ее мать была сиделкой и ухаживала за больными, отец служил в полиции. Роза получила скромное образование, но обладала немалым честолюбием. В 16 лет Роза отправилась в Париж (Paris), поступила в ученицы к модистке мадмуазель Паганель (Mademoiselle Pagelle) и в конце концов стала партнером в ее предприятии. Столь быстрый успех Бертен обеспечили ей хорошие отношения с клиентками-аристократками - принцессой де Конти (Princesse de Conti), герцогиней де Шартр (Duchesse de Chartres) и принцессой де Ламбаль (Princesse de Lamballe), которые однажды взяли на себя смелость устроить Розе судьбоносную встречу с Марией-Антуанеттой.
В 1770 году Бертен открыла собственный магазин одежды, 'Le Grand Mogol', на улице Фобур Сент-Оноре (Rue Saint-Honoré), на которой и в наши дни располагаются самые роскошные и дорогие магазины, и быстро обзавелась клиентками среди влиятельных дам, блиставших в Версале (Versailles). Многие из этих дам были фрейлинами Марии-Антуанетты, тогда супруги дофина. Ее творческая жилка и деловая хватка были таковы, что вскоре на Розу работали 30 сотрудников и около 120 поставщиков.
Когда Мария-Антуанетта прибыла во Францию из Австрии (Austria), она приняла модные веяния своей новой родины, отчасти из искреннего женского интереса, отчасти, чтобы выразить признательность Франции. Бертен была представлена юной королеве в 1772 году. Два раза в неделю Роза показывала Марии-Антуанетте свои последние творения, и они часами обсуждали плат
ья и шляпки. Королева обожала свой гардероб и со страстью вникала в детали - неудивительно, что умная и цепкая Бертен стала в итоге ее доверенным другом. Мария-Антуанетта также попросила Бертен поработать над созданием так называемых 'модных кукол' - кукол, одетых по последней моде, которые королева отсылала в подарок своей матери и сестре. Эти куклы, разных размеров, от маленьких до больших, ростом почти с человека, назывались Пандорами (Pandoras) и были сделаны из воска, дерева или фарфора. Они были в большом ходу у богатых людей до появления модных журналов и давали представление о последних модных тенденциях. А Бертен было чем похвалиться! Именно она вместе с парикмахером королевы приложила руку к созданию невероятных причесок в виде, например, военных кораблей и шляп и чепцов к ним. Именно ей обязаны своим появлением громадные женские платья, в которых дамы занимали в три раза больше места, чем их кавалеры.
Бертен, прозванная 'министром моды', одевала Марию-Антуанетту с 1772 года до ее свержения в 1992-м, и стала влиятельной фигурой при французском дворе. Благодаря ее творчеству Франция стала первым в мире центром моды, появилось понятие французской элегантности, а изделия парижских мастеров разлетались по свету как птицы – их с нетерпением ожидали модницы Лондона (London), Санкт-Петербурга (Saint Petersburg), Венеции (Venice), Вены (Vienna) и даже Константинополя (Constantinople).
Во время Французской революции, когда многие из ее клиентов-аристократов были казнены или бежали за границу, Бертен тоже подверглась опасности. Ее обвиняли в потакании дорогим страстям бывшей государыни, ведь платье или
ляпка от Бертен стоили в 20-30 раз больше, чем квалифицированный рабочий мог заработать за год. Когда королева находилась в заключении, Роза продолжала выполнять ее заказы – ничтожные по сравнению с прежними временами, простые переделки прежних платьев. Кроме того, она сшила для нее простое траурное платье после казни Людовика XVI (Louis XVI).
Во время Террора Роза уничтожила все свои бухгалтерские книги и счета. В последний момент она успела перевести свое предприятие в Лондон. Какое-то время она продолжала обслуживать своих старых клиентов-эмигрантов, и ее модные куклы все так же продолжали путешествовать по европейским столицам, добираясь даже до Санкт-Петербурга. В конце концов, в 1795 году она вернулась во Францию, где ее клиенткой стала сама Жозефина де Богарне (Joséphine de Beauharnais), что позволило Розе восстановить все свое имущество, включая дом в местечке Эпине-сюр-Сен (Épinay-sur-Seine) под Парижем. Но вскоре Бертен обнаружила, что эпоха чрезмерного увлечения модой и неслыханной роскоши, несколько ослабевшая после революции, и вовсе закончилась, и удалилась от дел, передав с началом 19-го века свое предприятие племянникам.
Роза Бертен умерла 22 сентября 1813 года, в возрасте 66 лет, в своем доме в Эпине-сюр-Сен.
Бертен приписывают авторство высказывания 'Все новое - это хорошо забытое старое' - дескать, так модистка прокомментировала случай со старым платьем королевы, которое она несколько подновила, однако настоящим автором этих бессмертных слов был французский адвокат и литератор Жак Пеше (Jacques Peuchet, 1758-1830), написавший и опубликовавший 'Мемуары' от лица Розы Бертен