Публика, как известно, любит не только суперменов. Не меньше героев нужный ей и те, кто озвучивает ее романтические неудачи и выплакивает ее печали. Одним из самых прославленных певцов несчастной любви в 60-е годы был Рой Орбисон. Он не обладал ни харизмой, ни внешностью суперзвезды, но с лихвой компенсировал это глубоким бархатным голосом оперного размаха, талантом мелодраматического артиста и трогательным исполнением.
Публика, как известно, любит не только суперменов. Не меньше героев нужный ей и те, кто озвучивает ее романтические неудачи и выплакивает ее печали. Одним из самых прославленных певцов несчастной любви в 60-е годы был Рой Орбисон. Он не обладал ни харизмой, ни внешностью суперзвезды, но с лихвой компенсировал это глубоким бархатным голосом оперного размаха, талантом мелодраматического артиста и трогательным исполнением. Но даже и это не самое главное. Отталкиваясь от тех же рокабилльных истоков, которые вдохновляли Карла Перкинса (Carl Perkins), Джонни Кэша (Johnny Cash) и Элвиса Пресли, Орбисон создал свою фирменную популяцию рок-н-ролла, которая прочно опиралась на кантри и поп-музыку. Немало будущих звезд обязаны своей "эстетической платформой" именно Рою Орбисону. Среди первых - Брюс Спрингстин (Bruce Springsteen), Крис Исаак (Chris Isaak) и звезды современного кантри The Mavericks.
Рой Келтон Орбисон (Roy Kelton Orbison) родился 23 апреля 1936 года в Верноне, штат Техас. Профессионально его родители - медсестра и рабочий - никак не были связаны с музыкой. Зато в свободное от работы время отец любил играть на гитаре и петь вместе с друзьями. На шестой день рождения вместе губной гармошки, о которой мечтал Рой, отец подарил ему гитару. Что и предопределило судьбу парня. Мальчик быстро выучился играть и вскоре участвовал наравне со взрослыми в импровизированных домашних концертах. В восемь лет Рой написал свою первую песню, которая называлась "A Vow of Love". Через год он победил в городском конкурсе юных талантов и получил приглашение выступать в субботнем шоу на местном радио. В конце 1946 года семейство Орбисонов переехало в Винк, где через несколько лет Рой собрал свою первую группу Wink Westerners. Фронтмену тогда едва исполнилось 13 лет. Затея оказалась на удивление живучей. Через три года группу, игравшую чужие кантри-песни, пригласили раз в неделю выступать в эфире местной радиостанции KERB. Со временем ансамбль расширил свой репертуар, исполняя инструментальные композиции и стандарты биг-бэндов. Рой Орбисон был необыкновенно активным и энергичным подростком. Во время летних каникул он подрабатывал разнорабочим, берясь за самый тяжелый труд. Параллельно с учебой в школе он успевал играть в оркестре, который исполнял марши, пел в октете, учился играть на трубе. А в выпускном классе даже стал менеджером школьной футбольной команды.
В 1953 году Wink Westerners начали подрабатывать в городских клубах, а вскоре отправились в первое скромное турне по западному Техасу. Закончив школу, Рой Орбисон переехал в Дентон, где поступил в колледж. Вместе с двумя сокурсниками он сделал свою первую профессиональную запись, это была композиция "The Ooby Dooby". Правда, обещанного контракта с Columbia Records юные музыканты так и не дождались. В 1955 году Орбисон поступил в двухгодичный колледж в Одессе (Odessa Junior College). Поначалу он собирался изучать геологию, но предпочел историю и английский. В Одессе со временем собрались и другие участники Wink Westerners. Немного обновив состав и сменив название на The Teen Kings, они принялись за старое - выступали в клубах с рок-н-ролльным репертуаром. На местном телевидении у музыкантов появилось свое субботнее шоу, гостями которого становились приезжавшие в город знаменитости. На интервью у Роя Орбисона побывали даже Элвис Пресли и Джонни Кэш.
Местный антрепренер Уэлдон Роджерс (Weldon Rogers), который только что создал собственный рекорд-лейбл Je-Wel, согласился предоставить студийное время Рою Орбисону. В сопровождении The Teen Kings Рой записал две композиции - "Ooby Dooby" и кавер-версию песни Clover "Trying to Get to You". Уже через две недели после студийных сессий двойной сингл появился в продаже. Пластинка попала в руки босса Sun Records Сэма Филлипса (Sam Phillips), который тут же разыскал музыкантов и пригласил их в Мемфис, где они записали три своих композиции. И при первой же возможности отправились в пробное турне по южным штатам, разогревая Джонни Кэша, Карла Перкинса (Carl Perkins), Уоррена Смита (Warren Smith), Джерри Ли Льюиса (Jerry Lee Lewis) и других известных артистов. Гастроли не прошли даром - сингл "Ooby Dooby" засветился на 59 строке поп-чарта, правда, следующие синглы, изданные лейблом Sun Records, никакого отклика не получили. В декабре 1956 года группа The Teen Kings распалась, а Рой Орбисон решил подналечь на развитие композиторских навыков.
Новая глава в биографии музыканта началась в 1958 году, когда группа Everly Brothers записала его композицию "Claudette", которую Рой посвятил своей жене Клодетт. Изданная как би-сайд, она поднялась в американский Тор 30, а тем временем песни Орбисона появились в репертуаре Бадди Холли (Buddy Holly), Рика Нельсона (Rick Nelson) и Джерри Ли Льюиса. Это значительно подняло его престиж как композитора. Исполненные самим артистом треки "Uptown" и особенно "Only the Lonely", которые отличались необычной оркестровой и позволяли певцу блеснуть своим обаятельным баритоном, все более уверенно чувствовали себя в чартах. Сингл "Only the Lonely" стремительно финишировал на второй строке американского рейтинга и стал хитом номер один в Великобритании.
В это время артист начал записываться для нового независимого лейбла Monument Records вместе с продюсером Джо Мелсоном (Joe Melson). Орбисону невероятно повезло с рекординговыми боссами. Глава лейбла Фред Фостер (Fred Foster) не гнался за быстрым успехом, предоставлял певцу студийное время без всякой гарантии будущих прибылей, позволял экспериментировать и не обращать внимания на требования рынка. В конечном счете он оказался в выигрыше. Рой Орбисон вырос в уникального артиста, исполнявшего единственный в своем роде репертуар, оригинальный по структуре, саунду и стилю. Орбисон сам начал диктовать музыкальную моду, создавая свежие, квазисимфонические оркестровки, в которых характерному вокалу и гитаре Роя аккомпанировали волнующие струнные, зловещие ударные и волшебные голоса бэк-вокалистов. Хиты следовали один за другим: "Crying", "Candy Man", "Dream Baby", "Working for the Man", "Leah", "In Dreams", "Pretty Paper", "Blue Bayou", "Mean Woman Blues", "It's Over". Это песни, которые пять лет подряд поднимались как минимум в американский Тор 40 и превратили Роя Орбисона в одну из крупнейших звезд мировой поп-сцены и тор-артиста Соединенных Штатов.
В мае 1963 года Орбисон принял предложение проехать по Великобритании с концертами на разогреве у Beatles, тогда еще только начинавших свою звездную карьеру. Билеты на все концерты были раскуплены за несколько дней. В первый же вечер зрители никак не хотели отпускать певца и 14 раз вызывали его на бис. Джон Леннон признавался позднее, что когда сочинял песни для первого альбома Beatles "Please Please Me", он ставил перед собой цель превзойти Роя Орбисона.
Орбисон мог конкурировать с Beatles, он же был одним из немногих, кто устоял перед волной так называемого британского вторжения.
В 1964 году артист выпустил самый большой хит в своей творческой биографии - песню "Oh Pretty Woman". Она была написана в соавторстве с новым партнером Биллом Дисом (Bill Dees). Композиция "Oh Pretty Woman" - это не только вершина отдельно взятой биографии, но и одна из самых известных и знаковых песен рок-эпохи. В августе 1964 года сингл был опубликован в Соединенных Штатах, через месяц появился в Великобритании и в десятках других стран. Он неизменно становился хитом номер один в каждой стране, где был издан. За считанные месяцы, еще до конца 1964 года, сингл "Oh Pretty Woman" попал в руки семи миллионов меломанов всего мира.
Студийный успех музыкант закреплял регулярными и чрезвычайно успешными гастролями, которые позволяли ему вживую показать всю мощь и красоту своего великолепного голоса. В 1964 году Орбисон провел австралийский тур вместе с группой Beach Boys, в 65-м делил сцену с Rolling Stones. И много раз наведывался в Европу.
Когда истек срок действия контракта с компанией Monument, Орбисон оказался лакомым кусочком для рекорд-лейблов. Глава компании MGM предложил ему миллионный контракт. Дебют на новом лейбле, сингл "Ride Away", отметился только на 25 позиции поп-чарта, но он, как показало время, стал самым успешным релизом музыканта в Штатах в ближайшие двадцать лет. К сожалению, миллионный контракт отнял у певца творческую свободу. Для лейбла MGM, одного из лидеров рынка, Рой Орбисон оставался всего лишь еще одним артистом, на которого распространялись общие правила: погоня за количеством в ущерб качеству. Музыкант вынужден был выпускать оговоренное число синглов и альбомов, за что и поплатился уровнем записей, а затем и популярностью.
В жизни Роя Орбисона начался очень сложный период. Профессиональные неудачи - это еще полбеды. В 1966 году на него обрушился гораздо более страшный удар: в автокатастрофе погибла его жена Клодетт, с которой они прожили девять лет. Еще через два года случилась новая трагедия: во время пожара погибли двое из трех детей Орбисона, а его дом сгорел дотла. Несколько лет музыкант был не в состоянии писать музыку, но поддерживал себя в форме, продолжая гастролировать и сниматься в кино, в частности сыграл главную роль в фильме "The Fastest Guitar Alive".
Выбраться из кризиса артисту помогла молодая немка Барбара Анн Мари Уилоннен Джейкобс (Barbara Anne Marie Wilhonnen Jacobs), с которой он познакомился в Англии. Барбара переехала в Америку, и в мае 1969 года они поженились.
В 1974 году артист перешел на новый лейбл Mercury Records. Былой популярности ему это не вернуло. Правда, как любил повторять Орбисон, где-нибудь в мире его песни обязательно присутствовали в хит-парадах. Например, сингл "Penny Arcade" стал хитом номер один в Австралии, а трек "Too Soon to Know" попал в Тор 3 Великобритании.
В 1976 году музыкант вернулся под крыло лейбла Monument в надежде восстановить репутацию хит-мейкера. В Соединенных Штатах реанимировать былую популярность ему долго не удавалось. Больше двадцати лет, с конца 60-х до конца 80-х, его альбомы и синглы раскупались настолько вяло, что почти не фигурировали в чартах. Но мир большой, и артисту нашлось где развернуться. Плотный концертный график включал продолжительные туры по Дальнему Востоку, Австралии, Азии и Европе. Изнурительная жизнь на колесах плюс неумеренное курение не замедлили сказаться на здоровье Орбисона. В январе 1978 года он перенес операцию на открытом сердце. Но уже через три недели отыграл первый концерт, доказывая всем и себе самому, что он еще поборется.
Между тем и в Америке наметился проблеск. Не востребованный как исполнитель, Рой Орбисон всегда оставался достаточно популярным композитором и одним из самых любимых авторов. Кавер-версии его песен одна за другой становились хитами. Сингл "Blue Bayou", выпущенный Линдой Ронстадт (Linda Ronstadt), разошелся 8-миллионным тиражом. Огромным успехом пользовалась новая версия "Oh Pretty Woman", записанная Van Halen. Песня "Crying" стала одним из самых громких хитов в карьере Дона Макклина (Don McClean).
С началом 80-х в карьере Орбисона обозначился очевидный перелом, который мало-помалу восстановил его репутацию актуального артиста, идущего в ногу со временем. В 1980 году он удостоился своей первой премии Grammy за лучшее исполнение кантри (трек "That Lovin' You Feelin' Again"), которую разделил с Эммилу Харрис (Emmylou Harris). Красивая песня "Wild Hearts Run out of Time" прозвучала в известном фильме "Insignificance". В 1986 году вышел лонг-плей "Class of '55", записанный с коллегами по лейблу Sun Record. За диск интервью "Interviews From The Class Of '55 - Recording Sessions" Орбисон снова стал лауреатом Grammy в номинации "Лучший немузыкальный альбом". Не последнюю роль для нового всплеска популярности сыграла композиция "In Dreams", попавшая в саундтрек к культовому фильму "Blue Velvet".
В январе 1987 года имя Роя Орбисона появилось в Зале славы рок-н-ролла. Заключенный тогда же новый контракт с Virgin Records предусматривал издание сборника хитов "In Dreams-Greatest Hits", для которого музыкант подготовил несколько свежих треков, написанных вместе с новыми соавторами, в том числе и Джеффом Линном (Jeff Lynne).
Среди живых альбомов, изданных Орбисоном за его 25-летнюю карьеру, было немало удач, например "Roy Orbison at the Los Angeles Country Club" или "Live in Birmingham, Alabama". Но ни один из них не мог сравниться с диском "Roy Orbison and Friends - A Black and White Night Live" (1989). Альбом записывался действительно шикарным составом: Брюс Спрингстин (Bruce Springsteen) и Элвис Костелло (Elvis Costello), Том Уэйтс (Tom Waits) и Бонни Райт (Bonnie Raitt), Ти-Боун Бернетт (T-Bone Burnette) и Джексон Браун (Jackson Browne), да еще и в сопровождении бэк-группы Элвиса Пресли с Джеймсом Бертоном (James Burton) на гитаре. Отдельным синглом вышел представленный на альбоме трек "Crying", дуэт с Ки Ди Лэнгом (k.d. Lang), за который Орбисону вручили очередную Grammy.
Сотрудничество с Джеффом Линном, безусловно интересное само по себе, имело еще более важные последствия. Линн параллельно занимался продюсированием Джорджа Харрисона (George Harrison), Тома Петти (Tom Petty) и Роя Орбисона. Так обрисовался состав участников будущего суперпроекта Traveling Wilburys, в который удалось привлечь также Боба Дилана (Bob Dylan). Первый же альбом этой блестящей команды (Линн, Орбисон, Харрисон, Петти и Дилан) поднялся в американский Тор 10.
Тем временем Рой Орбисон закончил работу над подборкой нового материала. Релиз был запланирован на январь 1989 года, следом намечались турне по Америке и Европе. В ноябре музыкант выступил как хэдлайнер на бельгийском фестивале Diamond Awards Festival, где исполнил прекрасную новую композицию "You Got It".
6 декабря 1988 года в Нэшвиле, куда певец приехал проведать мать, после похода по магазинам он почувствовал себя плохо и через несколько часов скончался от сердечного приступа. Ему было всего 52 года.
Уже через месяц имя Роя Орбисона вернулось на первые строки чартов. Сингл "You Got It" стремительно поднялся на 9 позицию Billboard Hot 100. А новый лонг-плей "Mystery Girl" попал в Тор 5 рейтинга поп-альбомов и стал самым продаваемым диском в карьере Орбисона. В 1992 году компания Virgin выпустила коллекцию неизданных материалов "King of Hearts", a в 1996 году вышел LP "The Very Best of Roy Orbison". Релизы не прошли незамеченными. Огромную работу по популяризации творчества Роя Орбисона проделала и продолжает делать его жена Барбара, которая распоряжается его наследием и занимается подготовкой новых релизов на специально созданном лейбле Orbison Records. Она же приняла от Академии звукозаписывающей индустрии специальную награду Lifetime Achievement Award за выдающийся вклад Роя Орбисона в развитие музиндустрии.
Роя Орбисона по-прежнему любят, его слушают, в нем нуждаются. Регулярно переиздаваемые компиляции хитов так же регулярно отмечаются в чартах. Уже через 15 лет после ухода музыканта из жизни новая "Платиновая коллекция" ("Virgin Platinum Collection"), вышедшая в конце 2004 года, стартовала в чартах США сразу с 16 строки.