Алексеев придумал и построил первый экраноплан в мире. По его проекту был сконструирован 'КМ', огромный экраноплан весом 540 тонн. Талантливый конструктор за годы своей карьеры нажил себе несколько недоброжелателей, включая госдеятеля Б. Е. Бутома (B. E. Butoma), и в конечном итоге был отстранен от всех почетных должностей.
Ростислав Евгеньевич Алексеев появился на свет 18 декабря 1916-го, в городе Новозыбков, Черниговская губерния, ныне Брянская обл. Его мать была учителем, а отец – агрономом. Алексеев окончил Горьковский индустриальный институт им. Жданова, где специализировался в кораблестроении.
Считается, что Алексеев стал первым, кто создал высокоскоростное судно на погруженных подводных крыльях. Самыми популярными в скоростном судостроении стали 'Ракета', 'Волга', 'Метеор', 'Комета' и 'Буревестник'. Эти модели обладали пассажировместимостью до 150 человек и круизной скоростью до 54 узлов (100 км/ч).
Алексеев совершил настоящую революцию в судостроении, хотя и не имел возможности действовать открыто. Он изобрел вариант судна с экранным эффектом, с воздушной подушкой, образуемой нагнета
ющим потоком, т.е. с лучшими аэродинамическими свойствами. Таким образом, Ростислав Евгеньевич добился оптимальной комбинации, при которой вес судна воздушного судна мог быть больше, тогда как затрат энергии требовалось меньше и повышалась экономия топлива.
В своей карьере Алексеев, работая для военных целей, создал экраноплан с десятью турбовинтовыми двигателями 'Dobrynin VD-7', который американская разведывательная служба окрестила 'Каспийским монстром' ('Caspian sea monster'). Два двигателя – на хвосте для дополнительной тяги во время полета, восемь – на крыльях. Этот экраноплан, официально названный 'КМ' ('Корабль-макет'), был крупнейшим из когда-либо построенных тяжелых гидропланов. Его длина составляла около 100 м, а вес – 540 тонн. 'КМ' использовался как тестовая плат
форма для изучения эффекта влияния земли (экранного эффекта).
Экраноплан 'КМ' впервые поднялся в воздух в октябре 1966-го. Полет продолжался около 50 мин. на высоте четырех метров. Серия испытаний показала, что для взлета с воды необходимо развить скорость до 350 км/ч. В 1980-м 'левиафан' Алексеева разбился. Сидевший за штурвалом экраноплана летчик давно не практиковался, и из-за этого при взлете слишком задрал нос 'КМ'. Экраноплан практически вертикально пошел вверх, что напугало пилота, резко сбросившего тягу. 'Каспийский монстр' завалился на левое крыло и ударился о воду. Обошлось без жертв, но из-за огромного веса попытка достать экраноплан из глубин провалилась.
В то время как развивалась программа 'КМ', Алексеев начал работу над экранолетом среднего размера – для пе
реброски морских десантов. Транспортно-десантный экранолет A-90 'Орленок' ('Eaglet') весом 140 тонн и длиной 58 м совершил свой первый полет в 1972-м. Модель A-90 была оснащена двумя турбореактивными и одним турбовинтовым двигателями, что позволяло развивать скорость до 400 км/ч при дальности полета до 1500 км.
После крушения экраноплана 'КМ' военное руководство воспользовалось инцидентом как предлогом для увольнения Алексеева. Остаток своих дней Ростислав Евгеньевич провел вдали от научной работы, концентрируясь в основном на спортивных проектах. Он умер 9 февраля 1980-го. С развалом Советского Союза подробности о работах Алексеева стали известны общественности и вызвали интерес со стороны всего мира. В настоящее время Алексеева считают отцом 'аппарата с экранным эффектом'.