Допускаю, что фильм будет восприниматься так же неоднозначно, как книга, и уважаю чувства верующих. Для меня все, что происходит в «Коде да Винчи», выдумка, детективная история с великолепно закрученной интригой, не более того. Я не собираюсь ввязываться в теологические споры и кого-то в чем-то убеждать. Если против фильма есть предубеждение, лучше на него не ходить, не портить себе настроение.
С автором бестселлера «Код да Винчи», кажется, не судится сегодня только ленивый. Два не слишком известных писателя утверждают, что Дэн Браун украл у них сюжет о том, что Мария Магдалена была не матерью, а женой Христа и что от этого союза у пары даже родился ребенок. Потомки Леонардо в претензии за то, что в романе безапелляционно утверждается: их великий предок был геем. Наконец, возмущено Всемирное общество альбиносов за то, что самый кровавый злодей и убийца в романе имеет к ним прямое отношение.
В такой атмосфере скандала оскаровский лауреат, режиссер Рон Хауард, известный по «Играм разума», «Нокдауну», «Гринчу – похитителю Рождества», готовится к премьере своей экранизации «Кода да Винчи». Она пройдет 17 мая на открытии самого престижного мирового кинофестиваля в Канне. Недавно проект был представлен журналистам в Лувре, где проходили съемки картины. На фоне полотен великих мастеров Рон Хауард ответил на вопросы корреспондента нашего журнала.
– Вы, наверное, страстный фанат книги, иначе не взялись бы ставить столь скандальный проект, который грозятся решением суда не выпустить на экраны.
– Про то, что появилась книга, которой все зачитываются, я впервые услышал от продюсера Брайена Глэйзера. Он носился с идеей выкупить права на ее экранизацию. Но за них уже заплатила большие деньги Sony Pictures. А потом дома моя жена Шерил рассказала мне, как в ее книжном клубе они взахлеб обсуждали «Код да Винчи», и я решил не отставать от своей половины и тоже прочел роман. Сделал это на одном дыхании и загорелся постановкой.
– Вас не останавливал тот факт, что против романа выступала католическая церковь?
– Допускаю, что фильм будет восприниматься так же неоднозначно, как книга, и уважаю чувства верующих. Для меня все, что происходит в «Коде да Винчи», выдумка, детективная история с великолепно закрученной интригой, не более того. Я не собираюсь ввязываться в теологические споры и кого-то в чем-то убеждать. Если против фильма есть предубеждение, лучше на него не ходить, не портить себе настроение.
– Вашу съемочную группу пустили снимать в Лувр, но не пустили в Вестминстерское аббатство. Вам известна причина отказа?
– Официально нам ничего так и не объяснили, могу только предполагать, что это историческое здание Лондона является церковью британской королевской семьи, они просто перестраховались.
– Правда ли, что и в Линкольншире, где вам позволили снимать, у кафедрального собора все время на коленях стояла монахиня и протестовала против бесовского фильма?
– На самом деле их было две, но я не уверен, что они протестовали, они просто молились, возможно, за наше благополучие. Правда, потом я прочитал в прессе, что вокруг съемочной площадки протестующих собралось человек двести. Подтверждаю, их столько и было, но 198 из них болтались вокруг, зажав в руках книгу в надежде получить на ней автограф Тома Хэнкса. Да и монахиня, как мне потом докладывали, оказалась не настоящей, а специально переодетой нашими недоброжелателями женщиной.
– Вы сразу утвердили Хэнкса на главную роль Роберта Лэнгдона?
– Я знаю Тома давно и рад с ним работать. Вот он-то как раз фанат романа, страстно желавший сняться в роли профессора. В свою очередь, я убежден: не стань он актером, украсил бы своим присутствием научную среду. Так что лучшей кандидатуры и придумать было невозможно. Кроме того, он очень чуткий и деликатный актер, подарок режиссеру ко дню рождения. В отличие от Рассела Кроу, к примеру. Тот любит поспорить с режиссером или задать ему такую задачку, чтобы тот обязательно занервничал.
– Легко ли нашли исполнительницу роли Софи Неве?
– Мы поставили перед собой задачу утвердить на роль только француженку. В Лос-Анджелес на пробы приезжали многие актрисы, но только у Одри Тоту с первых же минут возникла с Хэнксом какая-то связь, мы называем это химией. Она девушка маленькая и хрупкая – так трогательно смотрелась с ним рядом, что получила эту роль.
– Говорят, в роли убийцы-альбиноса хотел сниматься Джим Кэрри.
– Джим мечтал только о главной роли, он зачитывается романом, но я видел в ней только Хэнкса.
– А себя на кастинг не думали пригласить, учитывая, что вы по первой профессии актер?
– Нет, это исключено, я сам давно не снимаюсь.
– Почему в картине не нашлось роли для вашей дочери Брайс Хауард?
– Когда Брайс объявила нам с женой, что идет учиться на актрису, я сразу постановил: не стану снимать ее в своих фильмах до тех пор, пока не прославится сама, без моей протекции. Я хорошо помню, что делала пресса с Софией Копполой, какими словами ее и ее знаменитого отца только не называли. Не хотел подвергать подобному испытанию любимое чадо. Вот сегодня, после того как она очень удачно снялась у Ларса фон Триера в «Мандерлее», я могу позвать ее в свою картину с чистой совестью.
– Видел ли фильм Дэн Браун и как к нему отнесся?
– Дэн очень доволен, высказал массу комплиментов по поводу картины. Мы почувствовали себя на седьмом небе, ведь этот человек создал произведение, которое прочли уже 50 миллионов читателей. Он знает толк в искусстве развлекать. Его мнение для нас дорогого стоит, хотя он человек воспитанный. Все свои мелкие замечания и пожелания высказывал в очень мягкой, ненавязчивой форме.
17 мая, на два дня раньше мировой премьеры, фильм «Код да Винчи» покажут на открытии 59-го международного кинофестиваля в Каннах. Организаторы кинофестиваля подчеркнули, что фильм не будет принимать участие в конкурсной программе.
Съемки сопровождались:
– обвинениями Дэна Брауна в плагиате, но в начале апреля Верховный суд Великобритании, который рассматривал иск двух историков, утверждавших, что Браун позаимствовал сюжет написанной ими книги «Святая Кровь и Святой Грааль», объявил, что знаменитый роман плагиатом не является.
– критикой со стороны Церкви, которая обвиняет Брауна в том, что тот опирался на апокрифические тексты, исключенные из канона именно потому, что являлись вымышленными. «Он извратил даже легенду о Святом Граале, которая однозначно не имеет никакого отношения к потомкам Марии Магдалины. Риск, что многие люди, прочитав ее, поверят этим басням, вполне реален», – говорит кардинал Бертоне.
– Влиятельная католическая организация Opus Dei не добилась от создателей фильма «Код да Винчи» того, чтобы ее название в нем не упоминалось.
Книга заняла первое место в списке бестселлеров New York Times 6 апреля 2003 года и продержалась в этом списке 104 недели, 51 из них – на первом месте, и ни разу за весь период не опустилась ниже пятой строчки.
Посчитать мировой тираж также невозможно, но уже можно сказать, что «Код да Винчи» – наиболее продаваемый роман в истории. Известно, что книга переведена на 40 иностранных языков. Разные источники пишут разные суммы, которые заработал Дэн Браун. От 40 миллионов до 140 миллионов фунтов. Точно известна одна сумма. Sony Pictures выкупила права на экранизацию за 3,1 млн. фунтов.
Готовится компьютерная игра, которая будет носить точно такое же название, как и книга.
Дэн Браун пишет новый роман. Главный герой по-прежнему религиовед из Гарварда Роберт Лэнгдон. Место действия – Вашингтон. Тема исследования – мир масонов.
Компания Sony Pictures открыла в Интернете сайт «вызов да Винчи» (thedavincichallenge.com) для публичных дискуссий вокруг известного романа «Код да Винчи» Дэна Брауна. На сайте публикуются эссе священников и теологов, связанных со спорными моментами романа-бестселлера о якобы скрытых Церковью подлинных фактах жизни Иисуса Христа.