Популярные личности

Роман Роздольский

Украинский учёный-марксист, экономический и социальный историк, общественный деятель
Категория:
Дата рождения:
1898-07-19
Место рождения:
Львов, Украина
Дата смерти:
1967-10-15
Место смерти:
Детройт, Мичиган, Украина
Гражданство:
Украина
Биография

Биография

Украинский учёный-марксист, экономический и социальный историк, общественный деятель, признанный исследователь трудов Маркса.
Сын известного украинского лингвиста и этнографа Осипа Роздольского; племянник композитора церковной музыки Даниила Роздольского. Дом Роздольских была известен в среде западноукраинской интеллигенции как средоточие культурной и литературной жизни Львова; близким другом семьи, в частности, был Иван Яковлевич Франко.


Революционная юность. Драгомановки

С четырнадцатилетнего возраста Роман Роздольский принимал участие в работе сменивших украинофильско-хлопоманские «Громады» западноукраинских «Драгомановских кружков» («Драгомановок») — групп разнородной по политическим воззрениям молодёжи (по большей части соци

алистической, но включавшей также либеральные и националистические элементы), занимавшейся изучением и пропагандой антиклерикальных и умеренно-социалистических идей. Благодаря старшим товарищам Роздольский ознакомился с произведениями Маркса, Энгельса, Каутского, Богданова и Лассаля. Однако разногла

сия и организационная неопределённость «Драгомановок» привели к их распаду после начала Первой мировой войны. Сам Роздольский был призван в австро-венгерскую армию в 1915, а после демобилизации в 1917 совместно с Романом Турянским (Кузьмой) восстановил сеть «Драгомановок» в Львове, Стрые, Дрогобыче,

Самборе, Тернополе и Пшемысле.

Намереваясь отмежевать молодёжное социал-демократическое движение в Галиции от австрофильской, социал-шовинистической и реформистской ориентации руководства Украинской социал-демократической партии и организованного ей «Союза освобождения Украины», занимавшегося мо

билизацией украинской молодёжи для австро-венгерской армии, Роздольский с единомышленниками приступил к изданию гектографического журнала «Вестник Драгомановской организации» («Вістник Драгоманівської організації»). Позже роль «Вестника» переняли журналы «Кличи» («Кличі») и «Свободная школа» («Вільн

а школа»), редактором которых также был Роздольский.

Во вверенных ему печатных изданиях Роздольский приветствовал Октябрьскую революцию в России, критиковал УСДП за поддержку имперского правительства, выражал солидарность с выступлениями Карла Либкнехта против империалистической войны и с покушен

ием Фридриха Адлера на графа Штюркха. Тем не менее, несмотря на поддержку Роздольским ленинской национальной политики, после вступления войск левого эсера Муравьёва в Киев «Вестник» фактически выступил в поддержку Центральной Рады, назвав красные отряды на Украине «оккупационной армией».

Роздольс

кий был одним из организаторов всекраевого учредительного съезда организации «Интернациональная революционная социал-демократическая молодёжь» («Інтернаціональна революційна соціал-демократична молодь») весной 1918. После распада Австро-Венгерской империи в Восточной Галиции началась гражданская вой

на между сторонниками Западноукраинской народной республики (ЗУНР) и воссозданного польского государства, в которой большинство членов ИРСДМ (в том числе и Роздольский) воевали на стороне украинцев. После разгрома войск ЗУНР в 1919 Роздольский с группой товарищей, опасаясь польского плена, бежал чер

ез карпатские перевалы в Чехословакию.

Коммунистическое движение

В 1920 в числе других активистов ИРСДМ Роздольский был соучредителем Коммунистической партии Восточной Галиции (Комуністична партія Східної Галичини), впоследствии ставшей ядром Коммунистической партии Западной Украины (Комуніст

ична партія Західної України), разгромленной в конце 1930-ых.

Параллельно изучая юриспруденцию в Праге и Вене, в 1921—1922 был редактором журнала «Наш стяг» и первой главой Временного ЦК Компартии Восточной Галиции. Представляя её эмигрантскую организацию, в 1921—1924 являлся ведущим публицистом

фракции «Васильковцев», состоящей из заграничных украинских коммунистов. Несмотря на то, что Роздольский был одним из основателей и руководителей КПЗУ, постепенно он отошёл от партийной деятельности из-за своей оппозиционности по отношению к сталинизму: в 1925—1926 Роздольский отказался осудить Троц

кого и левую оппозицию, а в 1928 выступил в защиту Шумского. Исключённый из партии как «троцкист» и «шумскист» в 1928, Роздольский до конца жизни оставался верен принципам революционного марксизма.

Изолированный от активной политической деятельности, Роздольский посвятил свою дальнейшую жизнь пре

имущественно теоретической работе. При этом он оставался членом Компартии Австрии и активно участвовал в левом студенческом движении, в частности, в работе кружка, группировавшегося вокруг Макса Адлера. В 1927—1931, пребывая в Вене, был научным сотрудником Московского Института марксизма-ленинизма.

В частности, он работал с марксистскими первоисточниками под руководством директора Института Давида Борисовича Рязанова. После разгрома Института в 1931 изучал документы из венских архивов, посвящённые развитию народного хозяйства Галиции и всей бывшей Австрийской империи в XVIII веке. С приходом к

власти в Австрии Дольфуса и подавлением рабочего движения в 1934 Роздольский был вынужден вернуться во Львов, где до 1939 преподавал в Львовском университете. В сложных условиях в 1934—1938 Роздольский совместно со Степаном Рудыком редактировал троцкистское издание «Жизнь и слово» («Життя і слово»)

, в котором перепечатывались статьи Троцкого и анализировались репрессии против старых большевиков в Советском Союзе.

Освенцим

В 1942 Роздольский за помощь преследуемым евреям был арестован гестапо в оккупированном Кракове и отправлен в Освенцим, где был свидетелем массового уничтожения узник

ов из Польши, Венгрии, СССР и других стран в крематориях. В Освенциме был направлен на принудительные работы столяром на фабрике «Deutsche Ausruestungswerke», расположенной между главным лагерем и Биркенау. Пройдя через концентрационный лагерь в Освенциме, в сентябре 1944 в группе советских и польск

их военнопленных был переправлен в лагерь в Равенсбрюке близ Берлина, а затем — в Ораниенбург. На протяжении войны, даже пребывая в нацистских концлагерях, Роздольский сохранял уверенность, что война ускорит социалистическую революцию в капиталистических странах и свержение сталинской бюрократии раб

очей демократией.

Освобождённый союзническими войсками в 1945, после войны выехал в Детройт. В годы маккартизма ему отказали в возможности преподавать в университете, и в дальнейшем Роздольский работал в качестве независимого учёного.

Наследие Роздольского

Роман Роздольский — автор значите

льного числа монографий, написанных преимущественно на немецком и польском языке. Основная тематика его работ — происхождение, история, развитие и трактовка марксизма; социально-экономическая история; общественные и революционные движения в Восточной и Центральной Европе XVIII—XIX веков. Он переписы

вался с целым рядом видных марксистских мыслителей, включая Эрнеста Манделя, Исаака Дойчера, Пауля Маттика и Карла Корша. Несмотря на признание Роздольского западными левыми, его наследие остаётся практически неизвестным в современной Украине и Польше (единственной социалистической страной, публиков

авшей его произведения, была Югославия).

Главным трудом Роздольского считается сборник изданных ранее эссе и статей «К истории создания марксового „Капитала“» ("Написание «Капитала» Маркса", (нем. «Zur Entstehungsgeschichte des Marxschen „Kapital“», англ. The Making of Marx's „Capital“), выпущенн

ый двумя томами уже после смерти автора в 1968—1969. Благодаря фундаментальности, широте и оригинальности анализа ключевого произведения Маркса Роздольский был признан одним из ведущих теоретиков неомарксизма. Другим важным трудом Роздольского является «К национальному вопросу. Фридрих Энгельс и про

блема „неисторических“ народов» (нем. «Friedrich Engels und das Problem der 'geschichtslosen' Völker», 1934) — историографическое исследование марксистских взглядов на вопросы национальностей, необходимое для борьбы со спекуляциями вокруг пережитков гегельянского идеализма в воззрениях теоретик

ов марксизма на роль «неисторических» славянских народов. Отмечаются также следующие произведения Роздольского: «Die grosse Steuer- und Agrarreform Josefs II» (1961), «Stosunki poddańcze w dawnej Galicji» (1962, 2 тт.), «Studien über revolutionäre Taktik. Zwei unveröffentlichte A



Поделиться: