На долю франко-польского режиссера Романа Полански выпало столько испытаний, что ему не позавидуешь. Война, смерть жены, обвинения в педофилии, уголовное преследование… Одни считают его гениальным кинематографистом, другие – преступником и извращенцем.
Точно одно – Роман Полански – это человек, который изменил облик кино во второй половине XX века и оказал влияние на большинство современных кинорежиссеров. Его фильм 'Ребенок Розмари' породил моду на мистические фильмы ужасов, а 'Китайский квартал' стал первым фильмом в жанре нео-нуар.
Роман Полански появился на свет 18 августа 1933 года в Париже, в еврейской семье. Его отец Рышард, который занимался рисованием и производством пластмассы, был родом из Польши. Мать, Була, родившаяся в России, была наполовину еврейкой и католичкой. В 1936 году семья режиссера переехала в Краков, где их застала Вторая мировая война. Отцу удалось пережить заключение в лагере Маутхаузен, а мать погибла в одной из газовых камер Освенцима. Впоследствии об ужасах войны Полански снимет один из самых значимых фильмов в своей карьере – драму 'Пианист'.
Уже в юношеские годы Роману Полански пришлось преодолеть нелегкие испытания. Чтобы избежать ужасов гетто, он взял фамилию Полански и долгое время скрывался в семьях поляков-католиков, рискуя при этом своей жизнью. Один раз его чуть не убил немецкий солдат, а однажды его избил польский уголовник, в результате чего он и по сей день ходит со стальной пластиной в голове.
После окончания войны Роман встретился с отцом, который уговорил его поступить в техническую школу. Однако Полански не задержался там надолго. Увлечение кино еще в военное время привело его в кинематографическую школу Лодзи. Роман снялся в нескольких фильмах Анджея Вайды, а также стал автором короткометражек 'Два человека и шкаф', 'Убийство' и 'Велосипед', за которые получил несколько премий.
В 1959 году Роман Полански закончил киношколу и женился на Барбаре Квятковской, прожив с ней до 1962 года. За это время он выпустил несколько короткометражных лент, работая в Польше и во Франции. В 1962 году вышел первый большой фильм Полански 'Нож в воде', который коммунистическая власть встретила враждебно. В Европе и США, напротив, фильм оценили по достоинству: номинация на 'Оскар' за 'лучший иностранный фильм' и приз Венецианского кинофестиваля. После выхода картины о молодом режиссере заговорили как о мастере с необычным творческим почерком и своим взглядом на мир.
Следующие два фильма 'Отвращение' (1965) и 'Тупик' (1966), которые Полански поставил в Англии, закрепили за ним амплуа молодого перспективного режиссера. В 'Отвраще
нии' Роман Полански до крайности довел антониониевскою тему отчуждения, используя при этом традиционные хичкоковские приемы: зловещие светотени, необычные ракурсы и кошмарные сновидения. Этот фильм, вместе с более поздними работами 'Ребенок Розмари' и 'Жилец' составил так называемую 'квартирную трилогию' режиссера.
В 1967 году Роман Полански переехал в Соединенные Штаты, а через год женился на Шэрон Тэйт. Первым американским фильмом режиссера стала комедийная пародия 'Бесстрашные убийцы вампиров' (1967), которая в иронической форме рассказывала о злодеяниях графа Дракулы.
В 1968 году вышел фильм 'Ребенок Розмари' по мотивам мистического романа Айры Лавина. Картина, в которой главную роль исполнила неподражаемая Миа Фэрроу, открыла целое направление фильмов об оккультизме и создала моду на так называемый 'экранный демонизм'.
Можно скептически относиться к разного рода мистическим связям, но то, что случилось в жизни Полански некоторые не считают простым совпадением. В 1969 году банда маньяка и сатаниста Чарльза Мэнсона, проникнув в дом Полански в его отсутствие, жестоко убила его беременную жену и несколько гостей. Связь с картиной 'Ребенок Розмари' была очевидной, что ужасало еще больше. Этот случай поверг в шок не только режиссера, но и всю мировую общественность. Полански долго ничего не снимал, вернувшись в кино только через пять лет.
В 1974 году вышел фильм 'Китайский квартал', ставший одним из самых значимых в творчестве режиссера. Картина, главную роль в которой исполнил Джек Николсон, была снята в классическом гангстерском стиле и стала предшественницей жанра нео-нуар. Съемки фильма проходили со скандалами и конфликтами. Не складывались рабочие отношения с Фэй Данауэй, которая требовала переписать ее роль. Курьезный случай произошел и с Джеком Николсоном, убежавшим во время съемок одной из сцен смотреть баскетбольный матч. Роман Полански был настолько разъярен, что разбил телевизор, за что Николсон назвал режиссера 'сукиным поляком'.
На этом испытания Полански не закончились. В 1977 году режиссера обвинили в изнасиловании 13-летней Саманты Гэйли. Якобы Полански напоил девушку шампанским, подмешав ей в выпивку наркотики. За такие действия режиссера могли посадить на 50 лет, поэтому адвокаты посоветовали ему признать свою вину. Пока шло следствие, Романа Полански выпустили под залог. Закон не запрещал выезд за ру
беж, чем и воспользовался режиссер. Полански выехал во Францию, где мог чувствовать себя спокойно.
Вернувшись в Европу, Роман Полански снял фильм 'Тэсс' (1979), который посвятил своей убитой жене. Картина получила премию 'Сезар', а также была номинирована на 'Оскар'. Ходили слухи, что 15-летняя исполнительница главной роли Настасья Кински была любовницей режиссера. Сама Кински эту информацию никогда не подтверждала.
Во Франции Роман Полански встретил свою третью жену Эммануэль Сенье, которая родила ему двоих детей и снялась в трех его фильмах: 'Горькая луна', 'Неистовый' и 'Девятые врата'.
Самой успешной работой Полански в поздний период его творчества стала военная драма 'Пианист' (2002), которая принесла режиссеру три 'Оскара' и 'Золотую пальмовую ветвь'. За основу фильма были взяты воспоминания польского еврея Владислава Шпильмана, которого в военное время спас немецкий офицер. Как говорил Полански, эта картина не является автобиографичной, хотя воспоминания Шпильмана помогли восстановить картину прошлого.
В 2009 году имя Романа Полански вновь появилось на первых полосах газет. Ничего не подозревающий режиссер отправился в Швейцарию на Цюрихский кинофестиваль, где его арестовала полиция по просьбе американского правительства. Оказывается, в США не распространяется срок давности на преступления, и дело об изнасиловании, которое один раз уже очернило имя кинематографиста, вновь всплыло на поверхность.
За Полански вступились известные актеры и режиссеры: Мартин Скорсезе, Терри Гиллиам, Дэвид Линч, Фанни Ардан, Вим Вендерс, Моника Белуччи, Никита Михалков, Вуди Аллен. Свое недовольство также выразили правительства Франции и Польши и лично французский министр культуры Фредерик Митерран. Что интересно, пострадавшая Саманта Гэйли тоже не имела претензий к режиссеру (он уже давно выплатил ей компенсацию в размере 500 тысяч долларов). Но губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер отказался помиловать Полански!
В конце концов, справедливость восторжествовала. Американский суд нашел многочисленные нарушения в деле тридцатилетней давности и его закрыли. Швейцарская полиция освободила Полански из-под домашнего ареста.
Несмотря на тяжелые жизненные испытания и многочисленные обвинения, Роман Полански не сломался и не утратил боевой дух. Режиссера уважают в Европе и считают за честь его присутствие на любом кинофестивале.