В картине "ДМБ" Роман Качанов сыграл свою первую роль в кино - каптера Либермана, показав себя не только неординарным режиссером, но и очень интересным актером.
Роман Качанов родился в семье известного режиссера-аниматора Романа Качанова. В 1989 году он окончил сценарный факультет ВГИКа (мастерская К.Парамоновой). К тому времени у Качанова уже был первый опыт работы в кино. По его сценарию Иван Охлобыстин поставил в Экспериментальной творческой лаборатории ВГИКа фильм «Чушь. Рассказ ни о чем».
Первую свою картину «Не спрашивай меня ни о чем» Роман Качанов начал снимать вместе с Иваном Бюрюковым в 1991 году. Но из-за разногласий с продюсерами фильм был выпущен на экраны только в 1996 году.
Критики отмечали низкое качество картины, слабый сценарий. Ей даже определили жанр - «физиологическое кино». И это не случайно. На пресс-конференции Иван Бирюков поведал журналистам предысторию создания сценария: одному его приятелю предстояло сдать анализ спермы, и они вместе «долго фантазировали, как это могло происходить».
Отрывок из рецензии на фильм в «Энциклопедии кино Кирилла и Мефодия»: «Авторы картины как бы задаются вопросом: почему среди физиологических отправлений человека одни активно используются в кино, а другие подвергаются незаслуженной дискриминации? В самом деле, почему прием пищи, слезотечение и совокупление то и дело мелькают на экране, и чем они содержательнее и киногеничнее, нежели кашель, насморк, рвота, мочеиспускание, дефекация и семяизвержение? Именно с последнего начинают Качанов и Бирюков реабилитацию физиологических актов, ущемленных в своих эстетических правах. В свете этой сверхзадачи, в сущности, меркнет все остальное: сюжет, характеры, диалоги, игра актеров и т. д. Наспех придумана беременная героиня без определенных занятий. Главное, что девушке нужно определить отца будущего ребенка, и центром притяжения для персонажей становится лаборатория, где сдают анализы на спермограмму».
Сотрудничество с Иваном Охлобыстиным, начатое в фильме «Чушь», Роман Качанов продолжил в комедиях «Урод» и «Максимилиан». На этот раз уже Качанов выступил в роли режиссера, а Иван Охлобыстин был сценаристом.
Кроме того, Качанов написал сценарии к целому ряду анимационных фильмов, работал режиссером рекламных роликов.
В 2000 году зрители увидели очередное творение Качанова и Охлобыстина - армейскую комедию «ДМБ». В основу сценария друзья положили собственные воспоминания об армейской службе, превратив фильм в сборник веселых дембельских гэгов. Что такого смешного в фильме? Все просто – создатели на этот раз сумели найти ту тонкую грань, что отделяет смешное от пошлого и низкопробного.
«В человеке все должно быть прекрасно - погоны, кокарда, исподнее, иначе это не человек, а млекопитающее». Специфичным армейским юмором наполнен весь фильм. Правда, некоторые отмечали, что никакой это не юмор, а вовсе - идиотизм…
В этой картине Роман Качанов сыграл свою первую роль в кино - каптера Либермана, показав себя не только неординарным режиссером, но и очень интересным актером.
Еще монтируя «ДМБ», Качанов уже мечтал снять фильм по Достоевскому. За основу Качанов и Охлобыстин взяли знаменитый роман выдающегося писателя «Идиот», назвав свое очередное творение «Даун Хаус». Одетые в устрашающе стильное и фирменное «неглиже с отвагой», балующиеся наркотиками, большими деньгами, ночными клубами, крутыми проектами, пальбой из пистолетов и полным бесчувствием - вот они, персонажи «Идиота»! Кстати в главной роли Настасьи Филипповны снялась жена режиссера Анна Букловская.
Сразу же после выхода фильма на экраны, на головы создателей обрушилось несметное количество самых разнообразных обвинений. Критики дружно ругали Качанова и Охлобыстина за глумление над бессмертным творением Достоевского, а ВГИК и телеканал ТВЦ даже устроили над ними суд по обвинению в растлении молодежи, пропаганде каннибализма и извращении классика.
Журнал «Итоги» оценил ленту в 0 (ноль) баллов с комментарием Ю.Гладильщикова: «Редкий случай, когда рецензия на фильм укладывается в одну фразу: скучнейшее и бессмысленнейшее стебалово на тему «Идиота». Меня совершенно не удручает «снижение» (выражаюсь мягко) романа и героев Достоевского (которые только и делают в фильме, что отправляют естественные потребности, выпускают газы и говорят о сиськах, жопах и дури). Более того, я даже готов допустить, что в тоскливом сценарии Охлобыстина есть две-три смешные реплики. Меня удручает беспробудный дилетантизм зрелища. Это вообще не кино. Это сравнимо с первым снимком «мыльницей», который сделал первоклассник. По примеру коллег я должен выразить свое отношение к этой пленке. Выражаю: пошли вы...»
На самом деле наверное не стоит столь однобоко подходить к фильму. Критики не поняли или не хотели понять авторов. «Я хотел саркастический слог и мизантропию Достоевского не просто перенести на экран, а через них спроецировать в гротеске наше умалишенное время», - признавался Роман Качанов.
В отличие от критиков многие зрители приняли картину. Веселая история с персонажами Достоевского под ритмы 2005 года не могла не привлечь внимание, а негативное мнение прессы лишь подогрело к нему интерес.
24 февраля 2005 года в Московском Доме кино прошла премьера нового фильма Романа Качанова «Арье», рассказывающего об удивительной судьбе хирурга Израиля Арье, роль которого блестящн сыграл польский актер Ежи Штур. Впервые режиссер обратился к непростой исторической теме - через злоключения главного героя в фильме показана трагическая судьба еврейского народа в годы Второй мировой войны. Впрочем, как заявил на премьере сам Роман Качанов, его фильм больше о любви, и о том, как она способна побеждать время и жесткие обстоятельства жизни.
Сюрреалистический лейтмотив, приправленный тонким юмором и пикантными метафорами, лишь добавляет картине остроту восприятия. Новая картина Качанова у кого-то вызовет смех и слезы, кого-то заставит задуматься о смысле жизни и уж точно - никого не оставит равнодушным…