Американский невролог Роджер Уолкотт Сперри родился в семье Фрэнсиса Бушнела Сперри, банкира, и Флоренс Сперри (Крамер). Когда Роджеру было 11 лет, его отец умер, а мать, пройдя профессиональную подготовку, стала работать заместителем директора местной средней школы. Роджер учился сначала в государственной школе Элмвуда (пригород Хартфорда), а затем в средней школе в Уэст-Хартфорде. По окончании школы С. поступил в Оберлин-колледж (штат Огайо) и в 1935 г. получил степень бакалавра по английскому языку. Затем он продолжил обучение в Оберлин-коллежде и в 1937 г. защитил магистерскую диссертацию по психологии.
В течение еще одного года С. изучал в Оберлин-колледже зоологию, а затем поступил в Чикагский университет, где продолжил изучение зоологии под руководством Пола Вейсса. В исследованиях, посвященных организации нервной системы, он показал, что синапсы (структуры, обеспечивающие передачу импульсов меж
ду нервными клетками) функционируют с помощью химического взаимодействия. В 1941 г. он получил докторскую степень в Чикагском университете.
В течение следующих 5 лет С. работал научным сотрудником в Гарвардском университете и, совместно с Карлом Лэшли, в Йерксской лаборатории биологии приматов во
Флориде (в то время эта лаборатория находилась в ведении Гарвардского университета). В этой лаборатории С. продолжал свои исследования по изучению животных с оперированным головным мозгом – т.е. таких животных, у которых были хирургически пересечены пути, соединяющие левую и правую половины головно
го мозга (большие полушария). Эти пути идут в составе передней спайки и мозолистого тела, а операция по их перерезке называется комиссуротомией.
В 1946 г. С. вернулся в Чикагский университет в должности ассистент-профессора анатомии; в 1952 г. он был назначен адъюнкт-профессором психологии. Здесь
он продолжал изучать влияние комиссуротомии на деятельность головного мозга у животных, и эта работа привела к существенному прогрессу в понимании познавательных процессов. Исследования С. во многом помогли объяснить, каковы церебральные механизмы памяти, речи и восприятия пространственных взаимоот
ношений. Вместе со своим коллегой Рональдом Меерсом он обнаружил, что после комиссуротомии «каждое из разъединенных полушарий вело себя таким образом, как если бы оно не осознавало, какие познавательные процессы происходят во втором полушарии». Эти опыты показали, что нервные связи между полушариями
играют важнейшую роль для целостного чувственного восприятия у экспериментальных животных. До опытов С. считалось, что эти нервные связи не играют какой-либо важной роли в деятельности головного мозга.
В 1954 г. С. получил должность профессора психобиологии в Калифорнийском технологическом инсти
туте (в Пасадене). Продолжая свои работы по изучению расщепленного мозга, С. в 1961 г. начал сотрудничать с Джозефом Богеном и Филипом Вогелем, нейрохирургами из медицинского центра имени Уайта в Лос-Анджелесе. Боген и Вогель осуществляли у больных с неизлечимой эпилепсией комиссуротомию, для того ч
тобы препятствовать распространению судорожной активности с одного полушария на другое. С. со своими коллегами подвергал таких больных психологическому тестированию спустя некоторое время после операции. Данные, которые они при этом получили, внесли существенный вклад в современное понимание специал
изированных функций левого и правого полушарий мозга. Кроме того, опыты С. во многом изменили подходы к изучению познавательных процессов и нашли важное применение в диагностике и лечении болезней нервной системы.
Ранее считалось, что левое полушарие является доминирующим, а кора этого полушария
отвечает за более сложные познавательные функции (например, речь), чем кора правого полушария. Эта точка зрения была основана на клинических наблюдениях за больными с органическими изменениями участков левого (и, предположительно, доминирующего) полушария, при которых нарушались специфические познав
ательные функции. Так, при повреждениях левого полушария, затрагивающих центр речи, нарушалась речь. Поскольку у таких больных правое полушарие не брало на себя функцию поврежденных центров речи в левом полушарии, то считалось, что правое полушарие менее развито. Однако С. со своими коллегами обнару
жил, что правое полушарие также выполняет познавательные функции.
С. со своими сотрудниками разработал новый способ тестирования, позволяющий оценить познавательные функции обоих полушарий независимо друг от друга. Для этого на короткое время предъявлялись изображения, которые воспринимались пооч
ередно правым и левым полями зрения. Поскольку же зрительные нервы в головном мозге частично перекрещиваются, информация от левого поля зрения обрабатывается корой правого полушария, а от правого поля зрения – корой левого полушария. Типичный тест для больных с «раздвоенным» головным мозгом заключал
ся в том, что изображение объекта – например, яблока – кратковременно предъявлялось для восприятия правым полем зрения; следовательно, оно поступало в кору левого полушария. Затем С. или кто-либо из его коллег просили больного назвать предъявленный предмет. В случае если информация об изображении по
ступала в «доминирующее полушарие», пациент всегда отвечал правильно: «Это яблоко». Если же то же самое изображение воспринималось левым полем зрения и обрабатывалось «недоминирующим» полушарием, то больные либо не могли назвать предмет, либо утверждали, что не видели никакого изображения. Однако пр
и этом больные вполне могли выбрать из предметов разной формы именно яблоко, что свидетельствовало о том, что они правильно восприняли изображение. Таким образом, в этих опытах было показано, что кора левого полушария отвечает за вербальные операции и речь, а кора правого полушария контролирует выпо
лнение невербальных функций. Иными словами, деятельность правого полушария дает возможность «узнать», что данный предмет является яблоком, однако оказывается недостаточной, чтобы человек мог выразить это словами. При дальнейшем тестировании больных с «раздвоенным» головным мозгом было показано, что
правое и левое полушария выполняют различные познавательные функции.
Исследования С. и его сотрудников из Калифорнийского технологического института показали, что познавательные функции левого и правого полушарий во многом различаются. Левое (доминирующее) полушарие обрабатывает информацию послед
овательно и аналитически. Оно прекрасно справляется с обработкой временных взаимоотношений, вербальными операциями, математическими расчетами, абстрактным мышлением и интерпретацией символических понятий. Кроме того, оно обладает высокоразвитой способностью к формированию речевых функций. Напротив,
правое (недоминирующее) полушарие обрабатывает информацию интуитивно и одновременно. Оно лучше, чем левое, справляется с задачами интерпретации зрительных образов и пространственных взаимоотношений – например, распознаванием лиц. Кроме того, правое полушарие более эффективно распознает сложные взаим
освязи, звуковые образы (например, голос и интонацию) и «понимает» музыку. С. со своими коллегами показали, что оба полушария обладают способностью к сознанию и самосознанию, а также к осознанию социальных взаимоотношений.
Являясь сторонником интеракционистской психологической школы, С. принимает
положение, согласно которому в регуляции деятельности головного мозга участвуют «события», вырабатываемые эндогенной (внутренней) психической активностью; подобные события формируются сознанием. В этом отношении интеракционистская школа противостоит бихевиористской, отрицающей или игнорирующей таки
е стороны познавательной деятельности.
В 1981 г. С. «за открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга», была присуждена половина Нобелевской премии по физиологии и медицине. Второй половины были удостоены совместно Дэвид Хью-бел и Торстен Визел. В Нобелевской лекции
С. подчеркнул свои интеракционистские взгляды, сказав: «Когнитивная интроспективная психология и связанные с ней науки о познавательных функциях уже не могут более оставаться вне поля зрения экспериментаторов... Весь мир внутренних переживаний, который столь долго отвергался материалистической науко
й XX в., оказался наконец признанным ею и вошел в сферу научных исследований».
В 1949 г. С. женился на Норме Гей Дьюпри. В семье у них двое детей – сын и дочь. Во время отдыха С. любит пожить на природе, вдали от цивилизации. Среди его увлечений – занятия скульптурой, рисованием, керамикой, народ
ными танцами и палеонтологией. Кроме того, он занимается тем, что он называет «человеческими проблемами», будучи твердо убежден в том, что наука уже не может более входить в противоречие с основными человеческими ценностями.
Среди других наград С. – медаль Говарда Кросби Уоррена Американского общ
ества психологов-экспериментаторов (1969), премия за выдающийся научный вклад Американской психологической ассоциации (1971), награда Уильяма Томсона Уэйкмана Национального параплегического фонда (1972), премия Карла Спенсера Лэшли Американского философского общества (1976), премия Альберта Ласкера
за фундаментальные медицинские исследования (1979) и премия Ральфа Джерарда за выдающийся вклад в нейронауку Нейронаучного общества (1979). Он обладает почетными степенями Кембриджского университета, Оберлин-колледжа, Чикагского университета, Кенион-колледжа и Рокфеллеровского университета. С. являе