Роджера Кормана называют самым продуктивным режиссером планеты. За 15 лет он умудрился снять около 50 фильмов, большая часть которых имела международный успех. В этом и состоит его мастерство – не просто в сжатые сроки снять малобюджетную картину, а сделать так, чтобы ее захотели посмотреть зрители. В апреле 2013 года Корману исполнилось уже 88 лет, а он до сих пор занимается кинопроизводством. Правда, уже в качестве продюсера.
Роджер Корман появился на свет в Детройте 5 апреля 1926 года. После окончания в Оксфорде колледжа Бэллиол, Роджер поступил в Стэнфордский университет на инженера. Уже во время обучения в университете Корман увлекся кинематографом. Вскоре он стал не просто кинолюбителем, а автором-аматером, твердо уверенным в своем предназначении.
В 40-е годы практически не было режиссерских подготовительных курсов. А каких-либо учебных заведений тем более. Роджер просто пошел в компанию '20th Century Fox' и устроился разнорабочим. Через некоторое время он уже занимался анализом сценариев будущих кинокартин, а в 27 лет принял участие в создании фильма.
Первые шаги Кормана в киноиндустрии были связаны с компанией 'American International Pictures', которая зани
малась дистрибьюторской деятельностью. На деньги компании Роджер поставил свой первый полнометражный фильм 'Монстр со дна океана' (1954). Возможно с целью привлечения покупателей в релизе было поставлено имя другого режиссера, но Кормана это совсем не огорчило. В 1955 году он поставил целых четыре фильма, а в 1957 – девять.
С первых лет работы на киностудии взгляды и умения Роджера Кормана стали складываться в единый режиссерский стиль. Он всегда снимал в короткие сроки и с небольшим бюджетом, стараясь экономить на всем. Например, летучие мыши, которые остались после съемок ленты 'Оно захватило мир' (1956), он использовал в фильме 'Немертвые' (1957). В то же время режиссер старался снимать картины, которые отвечали вкусам и желаниям зрителя.
Роджер Корман стал
известен, в первую очередь, благодаря фильмам категории 'В' – работам 'низших' жанров, в числе которых были фантастика и ужасы. Вдохновение он черпал в произведениях своих любимых авторов – Лавкрафта и Эдгара Аллана По. По словам режиссера, они оказали наибольшее влияние на его творчество.
Продуктивные 50-е годы позволили Роджеру Корману собрать внушительную сумму денег и приступить к реализации своей давней мечты – экранизации рассказа 'Падение дома Ашеров' Эдгара По. Одноименная картина стала одной из самых кассовых лент 1961 года, обогнав в прокате несколько голливудских блокбастеров. В том же году вышла культовая трэш-комедия 'Магазинчик ужасов', рассказывающая о цветке-людоеде. Популярность этих работ заставила мировое киносообщест
во обратить внимание на молодого режиссера.
В 1963 году Корман закончил съемки фильма 'Заколдованный замок' по мотивам романа Лавкрафта. 'Падение дома Ашеров' так хорошо продавался, что дистрибьюторы решили пойти на небольшую уловку. Вместо Лавкрафта они вписали, что фильм снят по мотивам произведения Эдгара Аллана По. И это действительно подействовало: картина имела большой успех как у зрителей, так и у критиков.
А вот следующая работа автора была уже снята по рассказу По. Фильм 'Маска Красной смерти' (1964) стал квинтэссенцией всего творчества режиссера, одной из лучших его работ. В нем нашли отражение как мастерство писателя, так и оригинальный стиль Кормана. Этот фильм до сих пор считается эталоном жанра 'ужасов'.
В 1971 году Родж
р основал кинокомпанию 'New World Pictures' и практически перестал снимать кино. С тех пор и до сегодняшних дней он поставил всего один фильм – 'Франкенштейн освобожденный' (1990). Все свободное время он посвятил продюсированию картин и, стоит признать, преуспел в этом деле не меньше, чем в режиссуре. В 1983 году он продал свою компанию за 16,5 миллионов долларов и основал другую – 'Concorde/New Horizons'.
Корман-продюсер, пожалуй, еще более известен, чем Корман-режиссер. Ведь под его чутким руководством создавались такие культовые картины, как 'Смертельные гонки 2000' (1975) и 'Пиранья' (1995). Рядовой зритель знаком лишь с ремейками этих фильмов, но Роджер уверен, что помнить будут только его оригинальные работы. По словам режиссера, ремейк 'Смертельная гонка
' (2008) сам по себе фильм неплохой, но представляет собой только экшн. В то же время оригинальная работа была названа лучшим фильмом категории 'В' всех времен. И вполне заслужено, ведь в ней были политическая составляющая, юмор, остросоциальные ремарки. То есть, полноценный комплексный сюжет.
Кинокомпания Роджера Кормана занимается также дистрибьюторской деятельностью. В частности, большое внимание уделяется работе с европейскими режиссерами. По словам Кормана, в 70-х годах в США не было профессиональных компаний, занимающихся прокатом картин, созданных в странах Европы. И тогда он решил помочь своим европейским коллегам. Благодаря деятельности Роджера американская аудитория познакомилась с творчеством Феллини, Бергмана, Херцога.
Когда в 2009 году режиссеру в
ручили почетного 'Оскара', говорили, что именно дистрибьюторская деятельность стала решающим фактором в выборе Американской киноакадемии. Впрочем, Корман и без этого заслужил золотую статуэтку. Достаточно сказать, что он отец и главный идейный вдохновитель 'независимого кино' Америки. Человек, который разработал основные принципы и критерии фильмов категории 'В'. Мастер ужасов и фантастического кино. А если вспомнить о том, скольким режиссерам и актерам он помог в начале их карьеры… Джек Николсон, Роберт де Ниро, Питер Фонда, Мартин Скорсезе, Джеймс Кэмерон. Все эти люди, которые уже давно стали лучшими представителями американского кинематографа, обязаны именно Роджеру Корману. Его необычайному таланту, организаторским способностям и тонкому продюсерскому чутью