Известный южноафриканский фотограф, его называют сегодня 'одним из самых экстравагантных живых классиков'.
Родился Баллен в 1950 году в Нью-Йорке, США (New York City, New York, USA). Известно, что его семья была близка к искусству, матушка Роджера, Адриэнн Баллен (Adrienne Ballen), была фотографом и имела в Нью-Йорке галерею. По образованию Баллен – геолог, а Нью-Йорк он покинул после учебы, отправившись в путешествие по миру. Позднее он оказался в Южной Африке, в Йоханнесбурге (Johannesburg South Africa), где работал геологом, а также консультантом в горнорудной промышленности.
В 1980-х Роджер всерьез занялся фотографией, и персонажей для своих сюжетов он находил в своих многочисленных поездках по стране. 'Я работал геологом около 30 лет, примерно столько же лет я занимаюсь фотографией', - рассказал Бален в одном из своих интервью.
Начинал он с репортажной съемки, однако со временем работы Баллена все более смещались в сторону документалистики. В 1979-м он опубликовал свою книгу 'Boyhood', в которую вошли его снимки путешествия автостопом по миру; в 1986-м вышла 'Dorps: Small towns of South Africa, Clifton Publication', состоявшая из снимков из жизни южноафриканских деревень.
Позднее, в 1990-х, стиль Баллена вышел за привычные рамки и отнести его к какому-либо определенному стилю стало как минимум очень трудно. Сам фотограф называет свой жанр 'документальным вымыслом' ('documentary fiction'). Действительно, весьма странное и смелое смешение документализма и сюрреализма поддается описанию весьма сложно. Так, на черно-белых снимках Баллена люди, животные и привычные интерьеры и предметы выглядят весьма необычно – кто-то прячется, накрывшись майкой, кто-то приседает за диваном, третий накрылся одеялом, а кто-то демонстрирует свои грязные пятки. В общем, понять сложную и витиеватую мысль фотохудожника порой довольно непросто.
Как бы ни было, поклонников искусства Роджера Баллена в мире довольно много, споры вокруг его искусства уже утихли – те, кто не принимает его творчества уступили тем, кому подобное искусство близко. Работы его оценены множеством весьма престижных наград – 'Citigroup Prize', 'Sani Festival, Best Solo Exhibition', 'Photographer of the Year,Rencontres d' Arles', 'Art Directors Club Award Photography', 'Special mention: UNICEF Photo of the Year' и других. Снимки Баллена находятся в музеях по всему миру.
'Я редко начинаю, имея заранее разработанный план. Это просто слишком непредсказуемо. Фотография - это искусство момента, и именно это отличает ее от других видов искусства, - говорит о процессе рождения своих снимков автор. - Мне хочется создавать фотографии, которые будут жить своей собственной жизнью, которые смогут рассказать о себе сами, которые не нужно никому объяснять'.
Примечательно, что позднее люди почти 'ушли' с фотографий Роджера, оставив место лишь предметам, животным и абстракции.
В 1990-х Баллен опубликовал книги 'Platteland' и 'Cette Afrique', а в 2000-х вышли 'Outland', 'Fact or Fiction', 'Shadow Chamber' и последняя, 'Boarding House' 2009 года издания.
'Мне кажется, мои фотографии отражают мой внутренний мир. Если вы и я сфотографируем одного и того же человека, то получим две совершенно разные фотографии. У меня есть собственный стиль, свой способ видеть'.