Родион Романович Раскольников (Rodion Romanovich Raskolnikov) – главный герой романа 'Преступление и наказание' (Crime and Punishment) Федора Достоевского (Fyodor Dostoyevsky).
Несмотря на то, что сегодня большая часть молодых российских читателей признается в ненависти к 'Преступлению и наказанию', которым их 'мучили' в школе – а роман действительно тягостный и сложен для понимания в школьном возрасте, - образ Родиона Раскольникова вот уже полтора столетия остается непременным элементом русской культуры. Впрочем, в наше непочтительное время Раскольников стал не только символом нравственных терзаний и душевного перерождения, но и героем карикатур и анекдотов. Кто из вас, дорогие читатели, не слышал знаменитое 'Пять старушек – уже рубль!'?
Фамилия 'Раскольников' происходит от слова 'раскольник', что означает старовер или старообрядец, т.е. человек, не принявший церковные реформы патриарха Никона (Patriarch Nikon) в 17-м веке. Имя Родион - греческое, означает 'выходец с Родоса (Rhodes)'. Любопытно, что у Родиона Раскольникова был вполне реальный прототип – некто Герасим Чистов (Guerasim Chistov), 27 лет, приказчик по профессии, который действительно был старовером. В январе 1865 года он топором убил в Москве (Moscow) двух бедных старух, прачку и кухарку, намереваясь ограбить их более состоятельную хозяйку.
Раскольников - совсем молодой человек, бывший студент юридического факультета, живущий в крайней бедности в Санкт-Петербурге (Saint Petersburg). На то, чтобы завершить образование, денег у него нет. Он живет в каморке под самой крышей, которую арендует, но за которую не платит уже очень долгое время. По его словам, крошечная пыльная каморка усугубляет его депрессию. Он спит на старой софе с маленькой подушкой, подкладывая в изголовье старую одежду, и накрывается ветхой студенческой шинелью. У Раскольникова нет денег даже на то, чтобы купить себе еды, и если квартирная хозяйка не выручает его, посылая к нему слугу с чаем и чем-нибудь съедобным, ему приходится голодать. Находясь под постоянным давлением из-за своей нищеты, он меняется физически и эмоционально, словно безумие постепенно поглощает его душу. Раскольников словно раскачивается на качелях между абсолютным альтруизмом и столь же полной апатией. Автор описывает его как умного, замечательного красивого юношу, с прекрасными темными глазами, высокого и стройного, но одетого в такие изношенные лохмотья, которые постыдился бы надеть и последний мастеровой. Между тем, его бывшие собратья-студенты почему-то не любят его. У Родиона есть мать, вдова Пульхерия Александровна Раскольникова (Pulkheria Alexandrovna Raskolnikova), и сестра Дуня, Авдотья Романовна (Avdotya Romanovna Raskolnikova), которые души в нем не чают.
От чудовищной нищеты Раскольников решается на преступление. Топором, украденным у дворника, он убивает Алену Ивановну (Alyona Ivanovna), старуху-процентщицу, у которой занимал деньги под заклад своих вещей, и ее сестру, ставшую невольной свидетельницей преступления. Раскольников не желает зарабатывать деньги по копеечке, ем 'нужен весь капитал' сразу, правда, деньги он намеревается использовать на добрые дела, основываясь на теории 'великого человека', которую сам же и вывел. Раскольников считает, что люди делятся на две категории, на 'обыкновенных' и 'необыкновенных', и если обыкновенные – это серая законопослушная масса, то необыкновенные не обязаны следовать никаким правилам и вольны поступать так, как им хочется. Раскольников обдумывает свою теорию месяцами, но никому не рассказывает о ней, за исключением своей покойной невесты. Увы, чуть раньше он опубликовал статью о теории в журнале под своими инициалами, и впоследствии это очень его подвело.
Раскольников верит, что сам он относится к необыкновенным людям, и, значит, имеет право на любое преступление, наивно полагая, что после не будет о нем сожалеть. Однако на деле все оказывается наоборот – убийство процентщицы и ее кроткой сестры огромной тяжестью ложится на его душу, настолько, что Родион не в состоянии даже воспользоваться похищенными деньгами. Его мучает даже не столько сам факт совершенного убийства, сколько предположение, что он все-таки не 'великий человек', а самый что ни на есть обыкновенный, и Раскольников продолжает терять разум.
В каком-то смысле его спасает Сонечка Мармеладова (Sonia Marmeladova), еще одна представительница мира обездоленных, которой он признается в своем преступлении. После признания следователю Раскольников отправляется на каторгу в Сибирь (Siberia), сопровождаемый Сонечкой, и там начинается его духовная и умственная реабилитация.