популярный режиссер
Американский режиссер Роберт Земекис убежден, что будущее за цифровым кинематографом. Он даже основал специальный Центр, который занимается инновационными компьютерными технологиями. Несмотря на свои прогрессивные взгляды, наибольшее влияние на режиссера оказало телевидение. Он никогда не был близок к интеллектуалам, снимающим в духе 'новой волны', а держался когорты режиссеров-традиционалистов.
Детство и юность
Роберт Земекис появился на свет 14 мая 1951 года в Чикаго. Его мать по происхождению итальянка, а отец имеет литовские корни. Они оба были католиками и принадлежали к рабочему классу. Роберт учился в Академии Кристиана Фенгера и был далек от искусства. По словам режиссера, его детство прошло без книг, театра и музыки, а единственным развлечением было телевидение. Как однажды сказал Земекис, оно нисколько его не испортило и даже больше – спасло жизнь.
Создавать свои первые любительские работы Роберт начал еще в детстве, когда нашел у родителей 8-миллиметровую кинокамеру. Он начал со съемок обычных праздников и постепенно перешел к первым повествовательным фильмам, используя кукольную анимацию. После просмотра картины 'Бонни и Кла
йд' Земекис твердо решил стать кинорежиссером. Родители не поощряли увлечение сына, они не верили, что парень из рабочей семьи способен стать режиссером, и советовали ему выбрать другую профессию. Но желание доказать обратное только усилило стремление Роберта.
В Университете Южной Калифорнии была школа кинематографического искусства, куда Земекис после окончания колледжа попытался поступить. Он отправил свое эссе и музыкальное видео, которое снял на песню 'Битлз'. Ответа долго не поступало, поэтому Роберт позвонил в университет сам. Оказалось, что его не могли принять из-за низкого школьного балла. Когда парень пообещал, что улучшит свои оценки, его все же зачислили в киношколу.
В университете Земекис подружился с будущим писателем Бобом Гейлом. Они отличались от остальных студентов тем, что не любили напускную интеллектуальность и не интересовались модным кинематографом 'новой волны'. Они хотели снимать голливудское кино и обожали Клинта Иствуда. Роберт и Боб были одними из немногих, кто верил в традиционное американское кино.
Первые фильмы
Во время учебы в киношколе Роберт Земекис снял фильм 'Поле чести' (1973), за который удостоился
Студенческой академической премии. Но главным было то, что он смог заручиться поддержкой Стивена Спилберга. По словам Спилберга, однажды Роберт незаметно проскочил через его секретаря, усадил на стул и показал фильм. Картина настолько впечатлила именитого режиссера, что он согласился помочь Земекису в его начинаниях.
Первая полнометражная картина Роберта Земекиса 'Я хочу держать тебя за руку' (1978) была спродюсирована Стивеном Спилбергом, а сценарий написан в соавторстве с Гейлом. Фильм был хорошо принят критиками, но полностью провалился в прокате. После выхода картины Спилберга '1941-й', который также оказался провальным, Земекис и Гейл заработали репутацию авторов, которые пишут хорошие сценарии, но фильмы которых не пользуются популярностью.
Несмотря на постоянную занятость, Роберт по сути оставался безработным, ведь написание сценариев не приносило никаких денег. Все изменилось, когда Майкл Дуглас пригласил Земекиса заняться съемками картины 'Роман с камнем' (1984). Неожиданно для всех романтическая комедия стала популярной и собрала в прокате неплохую кассу.
Мировая известность
Коммерческий успех фильма 'Роман с камнем' позволи
л Земекису отложить все дела и заняться своим давним проектом о путешествиях во времени. Фильм 'Назад в будущее' (1985) имел невероятный успех как у зрителей, так и у критиков, поэтому через некоторое время (в 1989 и 1990 годах) было выпущено еще два сиквела. О Роберте Земекисе заговорили как о талантливом авторе и подающем надежды режиссере.
В 1988 году он снял сумасбродный детектив 'Кто подставил кролика Роджера', удостоившийся высоких похвал и 4 премий 'Оскар'. Наконец-то Земекис занял свое место в Голливуде.
Мировое признание режиссер получил после выхода картины 'Форрест Гамп' (1994) с Томом Хэнксом в главной роли. Фильм был снят под впечатлением от 'Зелига' Вуди Аллена и повествует о мужчине с низким интеллектом, который невольно становится участником главных событий ХХ века. Картина собрала в прокате 670 миллионов долларов и стала культовой, получив 6 кинопремий 'Оскар', в том числе за лучшую режиссуру.
Том Хэнкс снялся еще в двух фильмах Земекиса: приключенческой драме 'Изгой' (2000) и картине 'Полярный экспресс' (2004), в которой впервые была использована компьютерная техника 'захват движения'. Авторитетное издание 'Нью-Йорк Таймс'
писало, что независимо от того, как будет воспринят фильм, он станет поворотным моментом в переходе к цифровому кино.
Такую же технологию съемки Роберт Земекис использовал в картине 'Беовульф' (2007) – вольной интерпретации англосаксонского эпоса. Известный фантаст Нил Гейман писал, что фильм является невероятно сильной, но в то же время странной интерпретацией легенды о Беовульфе.
В последнее время режиссер все больше экспериментирует в области цифрового кино. Еще в 2001 году в Университете Южной Калифорнии Земекис основал Центр цифрового искусства. Он представляет собой огромную территорию, на которой расположились цифровая лаборатория обработки, производственные цеха и проекционный зал. Центр также включает студенческую телевизионную станцию и много классов киношколы.
В планах Роберта Земекиса открыть кинокомпанию, деятельность которой будет акцентирована на 3D-эффектах и компьютерной графике. Сейчас фильмы, использующие технологию захвата, выпускает компания 'ImageMovers Digital'. Совместно с Джорджем Лукасом и Стивеном Спилбергом Земекис занимается популяризацией цифрового кино и верит в то, что будущее за компьютерными технологиями.